В
Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина открылась выставка работ
учащихся художественного отделения ДШИ им. П.И. Чайковского «СИЛУЭТЫ», выполненных в технике
«вырезание».
История вырезания из
бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в
Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было
прерогативой состоятельных людей и занимались им в домах знати. Использовались
вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни
похороны) и для украшения интерьера. Особенно часто вырезались рыбки – знак
богатства.
С
развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание из неё стало настоящим национальным видом
искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. Оно
называется «Цзяньчжи». Основные сюжеты этого ажурного вырезания – растительно-животный
мир и изображения богов и духов.
В
конце XVI века в Германии их использовали для украшения книжных обложек.
Бумажные вырезки быстро распространились во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии,
а к середине XIX века в Восточной Европе (Польше, Литве, России). И в каждой из
стран единой осталась только идея использования бумаги для получения резных
изделий, а вот художественные особенности, символика, типы узоров везде
уникальны.
С
середины XIX века популярность силуэта заметно снижается, и связывают это с
изобретением фотографии. Но в конце XIX века интерес к вырезанию из бумаги в
России возрождается.
Вырезанием
из бумаги занимались не только художники и дворяне. С конца XVIII века в связи
с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением
бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления
местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей
западных областей России. И в каждой области складывались свои художественные
особенности этого вида творчества. Именовались бумажные вырезки в разных странах
так же по-разному: в России, Белоруссии и на Украине их называли выстрыганками,
выципянками, вырезанками, вытинанками, а Восточноевропейские евреи
позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей и любовно назвали
эти свои произведения прикладного искусства – рэйзэлэ.
Принцип
создания вытинанки прост: он основан на многократном складывании листа бумаги и
прорезывании в нём ножницами фигурных отверстий. Нужно отметить, что в
большинстве случаев узоры вырезались большими ножницами для стрижки овец, т.е.
тем, что было в хозяйстве. Этими ажурными узорами украшались жилища, особенно
перед Рождеством и Пасхой, вытинанки наклеивали на стены свежевыбеленных изб,
занавешивали окна, украшали углы с иконами.
Золотое
время развития этого вида народного творчества приходится на вторую половину
XIX – начало XX веков. К сожалению, под влиянием урбанизации к середине XX
века, в большинстве районов вытинанка практически исчезла (единственный вид
ажурных симметричных узоров, который никогда не выходил из народного быта –
новогодняя снежинка). И только в 80-х годах XX века искусство начало
возрождаться, но не как прикладной вид творчества, а как исключительно
декоративный.
"Лесной колдун", Корчёмкина Екатерина пр. Шишова А.В. |
"В гостях у сказки", Леонтьева Анастасия Пр. Шишова А.В. |
"Зимний вечер", Распопова Валерия Пр. Шишова А.В. |
"Натурщица", Латникова Алёна Пр. Шишова А.В. |
Будем рады видеть Вас!
Комментариев нет:
Отправить комментарий