Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

пятница, 10 июня 2016 г.

К юбилею заслуженного работника культуры РСФСР, хореографа-балетмейстера

Художник танца

Может, были дела интересней,
Но его путь среди трудных пролёг.
        Царство танца, музыки, песни –
 Его прекрасной работы итог.

10 июня 2016 года исполняется 85 лет со Дня рождения хореографа-балетмейстера, заслуженного работника культуры РСФСР, почётного гражданина МО город Алапаевск - Анатолия Яковлевича Тарасова.  На протяжении сорока лет он плодотворно работал руководителем народного ан­самбля танца «Сударушка» Дворца культуры города Алапаевска.
«Почему я стал заниматься народными танцами? – задумывается Анатолий Яковлевич. – Да сам вышел из народа, наверное, поэтому. Родился я в деревне Нижний Яр, через два месяца наша семья переехала в Верхнюю Синячиху, которая и стала моей родиной. Отец у меня хорошо танцевал. Мать любила и умела вышивать. Позднее я отразил увлечения родителей в своих танцах. Учился я в Свердловске, в художественно-ремесленном училище, и там впервые стал заниматься в одном танцевальном коллективе. После армии начал вести танцевальный кружок у себя в селе. А заметили меня, когда мой танцевальный коллектив из В. Синячихи выступил лучше всех на городской декаде искусств в Алапаевске. Вот так я пришел, вернее, приехал во Дворец культуры». «А название своему коллективу не я придумал. Просто однажды заинтересовался танцем «Сударушка» и поставил его. С того времени нас и стали так называть».
Вспоминают друзья, соратники и ученики А.Я. Тарасова:
   Тамара Половинкина (Алимова), участница ансамбля:
С Анатолием Яковлевичем мы пришли в ДК «Металлург» одновременно, в 1960 году. Он - руководителем танцевального коллектива, а меня привели учиться танцу. У Тарасова было выражение: «Танцевать надо не ногами, а головой!».
Сергей Черных, участник «Сударушки», народный артист РФ:
Анатолий Яков­левич помнил деревенские гулянья, изучал быт уральских сёл, расспра­шивал старожилов, собирал и записывал различные народные танцы, когда выезжал с коллективом в районы области. Дома он обрабатывал весь накопленный материал, сам создавал эскизы костюмов, рисовал де­корации, делал наброски оформления своих постановок.  
    Валерий Харлов, участник ансамбля:
Танцы рождались по ярким событиям в жизни страны: первый человек в космосе - танец «Космонавты»; повернулось руководство страны к сельскому хозяйству – танец «Золотая рожь»; Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – танец «Венок Дуная»; к Дню металлургов – танец «Металлурги».
Объявили по областному телевидению конкурс фольклора - Тарасов решил поставить кадриль.
Сохранились воспоминания Анатолия Яковлевича об истории возникновения этого танца:
В 1967 году, по осени, мне удалось переговорить и пригласить в ДК АМЗ Лукьянову Фёклу Степановну, Чечулину Анну Михайловну, Немытову Ульяну Феофановну, Брусницыну Галину Михайловну и Копылова Александра Александровича для показа кадрили, которую они танцева­ли в деревнях в молодости. При первой встрече они перессорились и ра­зошлись - каждый знал кадриль по-своему. С большим трудом пришлось уговорить их прийти снова.
В Верхнеярской кадрили я поставил знаменитую в нашем селе при­сядку крестом, которую мог делать мой отец. А костюмы украсил ор­наментом матери.
    Любовь Шишкина, заслуженный работник культуры РФ:
Танец Сударушка
Русский лирический танец и «Сударушка» были любимы всеми хореографами «народного плана». Каковы же были мои удивление и восторг, когда при подготовке областного смотра-конкурса исполнителей и ансамблей современных бальных танцев мне открылось, что автор популярной и любимой «Сударушки», Анатолий Тарасов, такой недосягаемый в годы моей учёбы в училище, вот-вот появится собственной персоной из города Алапаевска. И он приехал... Скромный, обаятельный, удивительно простой, с мягкой, открытой и доброй улыбкой, с весёлыми и умными глазами, сдержанно-интеллигентный, немногословный. А танец «Сударушка» был удостоен Диплома лауреата Всесоюз­ного смотра современных бальных танцев».
    Анатолий Антонов, баянист ансамбля, автор музыки к некоторым танцам: 
Анатолий Яковлевич, мастер своего дела, был до мозга костей пре­дан любимой профессии. Воспитав немало талантливых танцоров, и сам до конца своей жизни был учеником: никогда не гнушался прислушаться, присмотреться, поучиться у более знаменитых балетмейстеров-постановщиков, - например, у таких, как Игорь Моисеев.
Иван Да­нилович Самойлов, основатель музея: 

В Нижней Синячихе, в музее-заповеднике, была представлена уральская народная роспись по дереву. Мы с Анатолием Яковлеви­чем решили показать её в танце. Так родился танец  «Алапаевскую роспись», за которую коллектив был удосто­ен звания лауреата I Всероссий­ского и Всесоюзного фестиваля народного творчества.
     Василий Шестаков, баянист ансамбля:
С 1977 года я являлся аккомпаниатором-концертмейстером народного ансамбля танца «Сударушка». Наиболее сложными работами в период этих творческих поисков, включавших в себя аранжировку, были, на мой взгляд, танец-приветствие «Олень-Сударушка», «Земля золотая», «Святая Русь».


По этим танцам с Яковлевичем было очень много споров. Он часто говорил: «Спорит ухо с глазом», а это значит, нужно найти золотую середину и в музыке, и в движениях, но при этом сохранить задуманный сюжет танца.
Леонид Чернышёв, участник ансамбля:
О нём можно писать много, но я хочу рассказать только один момент, когда он проявил своё умение работать с коллективом и слышать каждого. Анатолию Яковлевичу нужна была по­мощь в разрешении одного эпизода танца. Стави­ли известную новеллу «Иван да Марья».


В танце надо было отразить традиции русской свадьбы. Молодые шли по дорожкам из полотенец, которые следовало как-то убрать со сцены. Я предложил собрать их на одни руки и изобразить хлеб-соль. Яковлевичу очень понравилась эта мысль, и он ис­пользовал эти же полотенца в костюмах сватов на свадьбе. И так было всегда, когда мы работали над но­выми танцами. Тарасов с благодарностью прини­мал наши советы, и мы чувствовали себя его по­мощниками.
     Владимир Елькин, участник ансамбля:


В 1985 году А. Я. Тарасов загорелся новой постановкой. Это была хореографическая композиция «Ермаковы лебеди». На протяжении полугода проводилась работа по подбору музыки, костюмов. Первая постановка по времени исполнения длилась более 50 минут. Это был целый спектакль! В основу хореографической композиции положен известный сказ П. П. Бажова.  
    Александр Данилов, директор Дворца культуры АМЗ:
С Анатолием Яковлевичем мне посчастливилось работать в качестве администратора с 1984 по 1992 год - золотые годы коллектива. Он часто повторял слова Станиславского: «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Многим молодым руководителям нужно учиться его трудолюбию, целеустремлённости, умению доводить дело до конца. Он жил своим коллективом и дворцом. Это был его дом. Работая над идеей новой постановки, он «закручивал» практически весь коллектив ДК - от костюмера до директора.
  Николай Клещёв, старший электрик, осветитель сцены ДК:
Я работал в ДК старшим электриком. Яковлевич всегда щедро делился тем, что знал и умел делать сам: помогал по саду, обучал столярному делу, а на работе учил освещать правильно сцену, делать композиционный свет для танцев, соблюдая гамму цвета.
   Сергей Черных, танцор, педагог-репетитор ансамбля:
Участник ансамбля "Сударушка"
  Что более всего меня поражало в этом человеке - его простота и скромность. Мы, его ученики, обращались к нему попросту: Тарасов, Яковлевич, Дед. В любое время мы могли прийти к нему в дом, где нас радушно встречала его верная жена и подруга, а для нас - «мама Вера». Она в шутку говорила мужу: «Ты ведь женат не на мне, а на своей "Сударушке”».  А если речь шла о детях, он замечал ей: «У тебя-то их трое, а у меня - весь коллектив!».
Тарасов подарил нам сказочный мир, рождённый его талантли­вым воображением, заставил поверить в реальность созданных им образов, увлёк навсегда наши сердца и души в неземной мир своих творений. Его сказка пережила своего создате­ля.
  Владимир Глухих, руководитель народного ансамбля танца «Сударушка», воспитанник и приемник А. Я. Тарасова:
   За многолетнее общение с Анатолием Яковлевичем Тарасовым о его творческой деятельности я могу сказать так: «Самородок народной хореографии».  А. Я. Тарасов создал танцы со своим почерком, со своей творческой оригинальностью и с уральским колоритом. Его танцы дышали фольклором, содержанием, музыкальным сопровождением, цветовой гаммой костюмов.
  Фёдор Ершов, художник, директор Музея изобразительного и декоративно-прикладного искусства:

















В 1992 году я впервые увидел работы А. Я. Тарасова-художника, и был удивлён. С тех пор Анатолий Яковлевич систематически участвовал в городских и в обла­стных выставках. В 1995 году на областной выставке в Екатеринбурге получил диплом I степени за картину «...А превратились в белых жу­равлей». Эта картина в 1996 году участвовала во Всероссийской вы­ставке в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и в числе других 12 работ наших художников была принята в Российский основной фонд этого музея.

    Ольга Колногорова, участница ансамбля, соседка по саду:
Садовый домик А.Я.Тарасова
Когда я приобрела участок в саду, я была приятно удивлена, что моим соседом оказался мой любимый учитель Анатолий Яковлевич, у ко­торого я танцевала в коллективе 4 года - лучшие годы в моей жизни! Сна­чала я увидела сказочный домик напротив моего участка. Мимо этого дома равнодушно пройти было невозможно! А моего мужа объединило с Анатолием Яковлевичем общее хобби - рыбалка. Синячихинские рыболовы прозвали удачливого рыбака Щукарём. Хотя он не особенно и интересовался уловом - в ожидании поклёв­ки он разворачивал свой этюдник, чтоб запечатлеть на холсте пейзажи родной природы.
Анатолий Яковлевич подарил Алапаевску свой талант, свой кропот­ливый труд, приносящий радость тысячам зрителей. Были предложения способному балетмейстеру о переходе в профессиональные коллекти­вы, но не гнался Тарасов за славой и положением. Самозабвенно рабо­тал над постановками новых и новых танцев, прославляющих языком фольклора могущество Урала и России.
    В читальном зале библиотеки можно познакомиться с книгой Сергея Черных «Уральский самородок. Воспоминания об Анатолии Яковлевиче Тарасове». Издание посвящено 80-летию А. Я. Тарасова и 75-летию ансамбля народного танца «Сударушка». В книгу вошли воспоминания учеников, соратников и друзей А. Я. Тарасова. Использованы фотоснимки из фонда СГОДНТ (Екатеринбург), домашних архивов участников ансамбля и фотографов В. В. Макарчука, В. С. Пономарёва, В. Г. Сгибнева и В. Ю. Чехомова.


                                                                         Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий