Пароходный дилижанец
180
лет назад, летом 1834 года, публике города Нижнего Тагила на Выйском заводе был
представлен в действии первый русский паровоз. Он был создан нашими земляками,
отцом и сыном Черепановыми, крепостными заводовладельцев Демидовых. Вот свидетельство очевидца первого
рейса паровоза Черепановых: «В
тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных
колесопроводов. Тяжелые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный
пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой,
сверкающей начищенными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов.
Пыхтя
паром, мелькая спицами колёс, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон
повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход.
Машинист довёл паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень
быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза.
А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми
пассажирами».
Новые,
до сих пор неизвестные документы, найденные в 1984 году в Государственном
архиве Свердловской области, проливают свет на события, связанные с завершением
строительства первого паровоза Черепановых. Совсем неожиданно обнаруженное
письмо, написанное 29 июня 1834 года и подписанное управляющим Выйского завода Дмитрием
Васильевичем Беловым, свидетельствует о том, что Николай Никитич Демидов лично и живо интересовался ходом
сооружения «пароходки» и при этом не доверял только рапортам, а сам писал
письма. Вот строки из нового архивного документа: «На письмо ваше от 8 июня имеем честь уведомить: сего дня (то есть 29
июня 1834 года или 12 июля по новому стилю) пущена пароходка в действие… …может
ходить по чугунной и деревянной дорогам и по последней пробежала до 25 сажен».
Потому со ссылкой на новый документ — письмо от 12 июля — этот день можно
назвать днём рождения первого русского паровоза.
В
последней архивной находке самое бесценное и дорогое — это хорошо сохранившийся
подлинный чертёж паровоза. Чертёж выполнен в двух проекциях: вид сбоку и вид
спереди. Изобретатели проявляли заботу о том, чтобы их мысль была красиво
воплощена в металле. Это говорит о том, что Черепановы обладали отличным
художественным вкусом. Во всём чувствуется соразмерность, гармония, что придаёт
конструкции лёгкость и красоту.
Гружёный
паровоз Черепановых развивал скорость 15 км/ч, а на специальной тележке под
названием тендер перевозили дополнительный запас воды и топлива. Первый русский
паровой агрегат ездил по чугунной дороге длиной 835 метров и возил медную руду
на завод. За такие заслуги Мирону Черепанову даже пожаловали вольную грамоту, в
то время как его отец, Ефим Черепанов, уже был освобождён от крепостной неволи
за изготовление паровых механизмов.
Ефим
Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы жили в Выйском посёлке Нижнего Тагила. С
ранних лет Ефима влекло к мастерству. Он готов был целыми днями починять
сложный замок или выпиливать из досок затейливые игрушечные «махины». Благодаря настойчивой «самоохотной выучке» он
освоил слесарное и столярное мастерство
и обучился грамоте. Отцу Ефима удалось устроить способного мальчика в
мастерскую по выделке воздуходувных мехов. К 20-ти годам он стал мастером,
специалистом по изготовлению воздуходувных мехов. Несмотря на большие успехи в
овладении заводской техникой, Черепанов долго занимал самые скромные должности.
В 33 года был назначен «плотинным» завода, ответственного за устройство и
исправность гидротехнических сооружений и водяных двигателей на Выйском заводе,
а затем и на всех девяти Нижнетагильских заводах.
Сын
Мирон, невысокий, коренастый, рыжий юноша с упрямым, серьёзным взглядом широко
расставленных глаз, проявлял с детских лет такой же интерес к технике, как в своё
время и его отец. В двенадцать лет подросток по причине «высокой грамотности»
был принят писцом в контору завода.
Черепанов-отец
с 1822 года и до дня своей смерти занимал должность главного механика всех
заводов Нижнего Тагила. Изначально сын Мирон являлся его учеником,
подчинявшимся непосредственно только отцу, затем стал заместителем, а после
смерти отца в 1842 году окончательно его заменил. Отцу и сыну приходилось
разрабатывать проекты, строить и устанавливать разнообразные воздуходувные
машины, кричные молоты, прокатные станы, мукомольные и лесопильные мельницы,
паровые молоты и многое иное. Они обязаны были наблюдать за действием плотин,
ремонтировать и перестраивать их.
Черепановы
построили первые русские паровозы, создали около 20 паровых машин и десятки
превосходных станков: токарных, винторезных, строгальных и сверлильных. Они
усовершенствовали добычу чёрных, цветных и драгоценных металлов. Ими были разработаны проекты и построены
машины для производства гвоздей, штамповальные установки и многое иное.
Документы
подтверждают, что Черепановы были технически высокоразвитыми специалистами.
Научившись писать и читать, будучи щедро одарёнными от природы, они много
читали, жадно интересовались новинками техники, хорошо были знакомы с казёнными
и частными металлургическими и машиностроительными заводами на Урале, в
Петербурге и Москве. Не раз бывали за границей, где знакомились с лучшими
методами производства и оборудованием. При всей своей самобытности деятельность
Черепановых находилась на уровне передовой техники.
Благодаря Черепановым Россия стала
второй страной в мире (после Англии), где строились свои паровозы. По времени
введения железных дорог с паровой тягой Россия занимала 4-е место — после
Англии, США и Франции.
После испытаний первого паровоза
Черепановы стали строить второй паровоз, который был достроен в марте 1835
года. Этот паровоз был несколько больше предыдущего и отличался от него
некоторыми конструкционными особенностями. По инициативе и при техническом
содействии бывшего в то время управляющим по технической части главной
заводской конторы талантливого инженера Фотия Ильича Швецова была сооружена в
Нижнем Тагиле и первая в России «чугунная дорога» протяженностью 3,5 версты
специально под второй паровоз Черепановых. Здесь был также решён ряд
технических проблем: более удобные, прочные и экономичные, чем зарубежные,
колесопроводы (рельсы); близкая к современной ширина колеи (1645 миллиметров).
«Пароходные
дилижанцы» Черепановых проработали в Тагиле на доставке руды до 1849 года, то
есть до конца жизни Мирона Ефимовича. После его смерти больше некому стало
поддерживать это великое начинание.
Заводское начальство с пренебрежением отнеслось к идеям и разработкам
Черепановых. Первые паровозы были отданы на слом и утрачены, а опыт их
сооружения забыт.
Многие
десятилетия широкая мировая общественность ничего не знала об изобретении
русского паровоза. Только в советское время усилиями учёных, писателей и
краеведов восстановлены слава и известность наших талантливых земляков Ефима и
Мирона Черепановых. На родине выдающихся русских машиностроителей и
изобретателей в ноябре 1956 года на Театральной площади Нижнего Тагила был установлен
бронзовый памятник отцу и сыну Черепановым.
Ольга Колыванова
Комментариев нет:
Отправить комментарий