Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

вторник, 16 июля 2019 г.

Царские дни в Алапаевске



В одном из писем к императрице Марии Фёдоровне Елизавета Фёдоровна писала: «Вообще воспитывать детей – трудная задача и огромная ответственность, а тем более чужих, взятых не такими уж маленькими, да ещё когда не миновало их первое горе. В маленьких сердечках всё отзывается болью; стремясь залечить их раны, нужно быть очень деликатными». Это она писала о детях ВК Павла Александровича, Марии и Дмитрии, которых они с Сергеем Александровичем взяли под опеку после смерти их матери.

Но в полной мере их можно отнести и к тем детям, которыми занималось Елизаветинское благотворительное общество.

В рамках фестиваля «Царские дни» 16 июля в ЦГБ им. А.С. Пушкина, совместно с Управлением образования традиционно прошли малые детские Елизаветинские чтения. Участники встречи отвечали на вопросы интеллектуальной викторины «Пути милосердия. Организация работы детских благотворительных комитетов под попечительством великой княгини Елизаветы Фёдоровны», а во втором туре прошла «Битва экскурсоводов». Участникам были предложены фотографии, по которым они создавали короткие и увлекательные рассказы.

Гостями чтений стали представители «Уральского землячества в Москве» Ирина Вячеславовна Куньшина, вице-президент Уральского землячества, Людмила Михайловна Терентьева, президент медицинского клуба, член президиума, Наталья Александровна Лукина, президент клуба кинематографии, Светлана Борисовна Щербакова, ответственный секретарь медицинского клуба.


Чтения прошли на одном дыхании. Какими же интересными оказались рассказы. Спасибо всем участникам и гостям. Желаем дальнейших успехов и побед.
Администрации МБУК «ЦБС» благодарит за помощь в организации и проведении чтений МКОУ Информационно-методический центр и библиотекарей ЦГБ.


Чтения объединяют библиотечных специалистов, краеведов города и района, творческую элиту - писателей, журналистов, издателей, художников, музейных специалистов и культурологов, а также учащихся школ и средних учебных
заведений. Проведение чтений способствует развитию и поддержке у детей и подростков интереса к чтению, воспитанию гражданских и патриотических чувств. Реализация проекта объединяет усилия библиотек различных уровней, учреждений культуры и образования, СМИ в деятельности по продвижению чтения, расширяет диапазон.




В 1891 году, когда Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, Елизавета Фёдоровна через год стала августейшей попечительницей Елизаветинского благотворительного общества, которое создавалось с целью попечения о законных детях бедных родителей. В Москве было образовано более 220 Елизаветинских столичных комитетов, во главе которых стояли должностные лица от православного духовенства.

При округах создавались ясли и приюты. В Совет общества поступало много прошений о помощи не только детям Москвы, но изо всех уголков России.

Важной задачей Общества было стремление помочь беднейшим матерям так, чтобы не разлучать их с детьми. Для этого необходимо было обеспечить матерей работой.

Другая, не менее важная задача состояла в умении отличить подлинную бедность и нужду от тунеядства.

Через год после создания Елизаветинского благотворительного общества ВК приняла под своё попечительство Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях Москвы. Его цель была несколько иная: призрение сирот и детей бедных родителей всех сословий для религиозно-нравственного воспитания и обучения их ремёслам.

Обучение ремеслу считалось приоритетом, т.к. в будущем становилось прочной опорой в жизни. Через 10 лет после создания общества ЕФ учредила по одной стипендии, которые присуждались по её усмотрению успешным кандидатам.

В 1895 году был открыт первый приют для мальчиков. До этого года в елизаветинских приютах воспитывались только девочки, а мальчики содержались в других благотворительных учреждениях. И во вновь созданном приюте главным было религиозно-нравственное воспитание и обучение ремёслам.

Большой проблемой, которая тревожила всех членов Общества была юридическая и практическая защита прав истязаемых детей. Сбор сведений о различных ремесленных заведениях, рассмотрение жалоб на жестокое обращение с детьми привело к созданию специального комитета Общества.

Дети, отдаваемые на обучение ремеслу, не жаловались на своих обидчиков, более того, они оправдывали жестокого хозяина. «… избитый, чахлый ребёнок, застрашенный и хозяином и родителями, восхваляет в суде своих мучителей даже тогда, когда знаки варварского насилия на его заморенном теле явно противоречат этому. Но не всегда на лицо такие улики: только простодушные мастера бьют до появления следов на теле; более осторожные предпочитают учить голодом, холодом или иными мерами домашнего исправления, не влекущими столь обличающих результатов.

Общество добилось официального права на посещение, наблюдение и осмотр учреждений, где дети обучались ремеслу.

Характеризуя личность Елизаветы Фёдоровны, архиепископ Анастасий писал: «женственность соединялась в ней с мужеством характера; доброта не переходила в слабость и слепое безотчётное доверие к людям; дар рассуждения, который так высоко ставят христианские подвижники, присущ ей был во всём, даже в лучших порывах сердца».

Комментариев нет:

Отправить комментарий