Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

пятница, 9 февраля 2018 г.

75 лет Свердловской киностудии

Души Урала отраженье

Свердловская киностудия, можно сказать, уникальна в системе отечественной кинематографии. Ведь здесь под одной крышей соединились практически все виды кинематографа: художественное кино, документальное, научно-популярное, мультипликационное.

Кинематография страны во время Великой Отечественной понесла большие потери. Пострадали киностудии в Киеве, Одессе, Ялте, кино­пленочная фабрика в Шостке, заводы ки­ноаппаратуры. На этом фоне 9 февраля 1943 года вышел приказ Комитета по делам кинематографии «Об организации в г. Свердловске киностудии художественных фильмов».

В январе 1944 года уральцы отчитывались Сталину: «В Свердловске пущен троллейбус, расширен водопровод, завершено строительство кинофабрики художественных фильмов…». Изначально она разместилась во Дворце строителей (нынешний «Сити-центр»), построенного ещё в 1930-е годы, и объединила эвакуированных на Урал кинодеятелей из Москвы, Ленинграда и Одессы. Первым директором стал А. С. Шитов. 
Первый фильм был снят режиссёром Александром Ивановским по оперетте венгерского композитора Имре Кальмана — «Сильва». Такое решение было продиктовано реальными возможностями города, где было два музыкальных театра (оперный и музыкальной комедии). Производство фильма «Сильва» закончилось в конце декабря 1944 года. И уже в первые месяцы 1945-го картина демонстрировалась в наступающих частях нашей армии на территории Венгрии и Германии. Во время войны су­ществовало правило: фильмы прежде всего попадают на фронт.

В конце 40-х годов наступила так называемая «эпоха малокартинья». Выпуск художественных фильмов на всех киностудиях страны сокращался. Де­лалась ставка на создание исключи­тельно киношедевров. С 1948 по 1956 год Свердловская киностудия производит только документальные, научно-популярные и учебные фильмы. Широкую известность в стране и за её пределами в этот период и в последующие годы получили творческие поиски в неигровом кино режиссёров А. Литвинова («Новаторы Уралмаша», «Сокровища наших недр»), Л. Рымаренко и В. Волянской («Рассказ о камне», «Железный век», «Огненное копьё» и др.). В это время  принимается решение перевести на Урал Новоси­бирскую киностудию учебных фильмов. Так был сделан первый шаг к превращению Свердловской киностудии в кинокомбинат.

В августе 1951 года был сделан еще один шаг к превращению киностудии в многопрофильную. В состав «большой» киностудии включается студия кинохроники. 

Уральская база «Союзкинохроники» была создана в марте 1933 года, для раз­мещения которой реконструируется магазинное помещение на проспекте Ленина, 42 (сейчас на этом месте простроена гостиница «Евразия»). Директором студии был назначен Г. Г. Цигель, который руководил студией в течение 18 лет, пока она не объединилась со Свердловской киностудией. Особенно ценным ста­новится уральский материал в военные годы. В «Союзкиножурнале» № 66 за 1942 год появляется сюжет И. Косицына «Урал - фронту», а в «Союзкиножурнал» № 85 за тот же год включается сюжет Е. Милькова «На Урале пу­щена крупнейшая в стране домна». Куйбышевская и Свердловская студии кинохроники в выпуске киножурнала «Советское искусство» № 3-4 за 1943 год рассказали об искусстве Урала в дни войны. В том же 1943 году под маркой этих двух студий выходит полнометражный документальный фильм «Урал кует победу».



В 1955-1956 годах возобновляется производство художественных филь­мов.
Одним из направлений киностудии становится освоение урало-сибирского материала, прежде всего литературной классики.
Кадр из фильма "Приваловские миллионы"
Старейший режиссёр Правов экранизирует пьесу Мамина-Сибиряка, создавая фильм «Во власти золота». Режиссёр Николаевский обращается к творчеству Бажова – «Тайна зелёного бора». Позднее  были созданы «Угрюм-река», «Приваловские миллионы». За создание фильма «Приваловские миллионы» постанов­щику Я. Лапшину и главному оператору И. Лукшину была присуждена Государ­ственная премия РСФСР имени братьев Васильевых. Разработку исторической темы Ярополк Лапшин продолжил в картине «Демидовы».
Режиссёр Я. Лапшин на съёмках фильма "Демидовы"
 В начале 70-х годов творческими усилиями Валерия Фомина, Галины Тургеневой и Олега Николаевского на студии появилась художественная рисованная и кукольная мультипликация. История мультипликации начинается с создания кукольных фильмов по произведениям П. Бажова «Синюшкин колодец» и «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок».

"Медной горы хозяйка" - кадр из мультфильма

"Синюшкин колодец" - кадр из мультфильма
В 90-е  из-за экономических трудностей существование свердловской киностудии было поставлено под угрозу, кинопроцесс почти угас. Но благодаря усилиям руководства студии и поддержке областного правительства положение удалось поправить. Именно тогда героически закончил свой многострадальный фильм «Казачья быль» режиссер Николай Гуса­ров.

В период перестройки звёздный час наступил для уральских кинодокументалистов, когда камера в руках оператора и кинорежиссёра стала не просто фиксировать действительность в сложный, переломный период, а исследовать её. Одним из мэтров документального кино является Лия Козырева. Своей основной и любимой она сдела­ла уральскую, свердловскую-екатеринбургскую тему. Подтверждением этому являются её фильмы «Воспоминания на фоне города», «Литературный квартал», «Елка в старом доме», «Мамин-Сибиряк», «Воспоминания», «Из отголосков далекой речи», «Сопряжение», «Вы­бывший оставил вещи», «Требует всей жизни»...  Взлёт уральской документалистики не только привлёк внимание, но и дал возможность провести в 1988 году в Свердловске Первый Всесоюзный фестиваль документального кино. В эти годы на свердловской киностудии выпускается журнал «КинолетописьУрала».

Музей
За годы существования киностудии был собран обширный фотоархив: многочисленные фотографии артистов кино, семейное и личное фото работников студии. Знакомство с историей кинофабрики можно получить в ходе просмотра научно-популярного фильма «Такое разное уральское кино», созданного на ряде редких архивных документов.
В 1994 году на киностудии создаётся Музей кино, инициатором, основателем и директором которого является Л. Н. Эглит. Его основой стала экспозиция, подготовленная к пятидесятилетию киностудии в 1993 году. Однако здесь собирается всё, что касается кинематографа вообще. Для тех, кому интересен мир кино, киностудия проводит экскурсии, которые позволяют одним глазком заглянуть за кулисы.

Для этого здесь построено несколько студий с реквизитом, которые работают как музейные проекты. Начинается все с костюмерной. Там рассказывают об искусстве костюмера, показывают "особые" наряды, которые участвовали в съемках, например, сохранился халат Безрукова из фильма "Золото". Но особенно детям нравится студия мультфильмов. Здесь собраны участники-герои проектов киностудии разного времени: куклы, игрушки, домики.

Всего на Киностудии снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 мультипликационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
 Наступили иные времена. Но только сохраняя верность лучшим традициям, культивируя преемственность поколе­ний, создавая настоящую плодотворную творческую среду, студия сможет до­стичь новых вершин.

                                                                                Ольга КОЛЫВАНОВА


Комментариев нет:

Отправить комментарий