Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

четверг, 9 апреля 2015 г.

ИМЕНА ПОБЕДЫ
«… История свидетельствует: подвиги героев бессмертны. Они живут в памяти людей, передаются из поколения в поколение, являются выражением мужества и самоотверженности во имя Родины.
20704 человека отправил на войну Алапаевск и Алапаевский район. 9531 из них не вернулись в родные места. За храбрость и отвагу более 10000 человек награждены орденами и медалями, 18 – получили высокое звание Героев Советского Союза, а трое – полные кавалеры Орденов Славы трёх степеней.
Память об этих людях бережно хранится в родном доме, школе, музее, библиотеке. И чем дальше от нас «сороковые», «пороховые», тем ценнее письма, воспоминания, свидетельства очевидцев...»
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!
(Из сборника «Звёзды героев»)

Василий Гаврилович Болотов родился 28 февраля 1908 года в с. Болотовском Алапаевского района. Семья была большой, и Василий подростком пошёл работать в Муратковский леспромхоз подсобным рабочим. За усердие и умение организовывать людей Болотова назначили десятником.
В 1930 году его призвали в Красную Армию и по комсомольской путёвке направили в Ленинградскую школу лётчиков, которую он закончил в 1933 году.
Вскоре Василий Болотов становится коман­диром звена, а потом – эскадрильи штурмовиков.
С первых дней войны командует эскадри­льей в 61-ом штурмовом авиационном полку, за­щищавшем Москву. В первый год войны эскадри­лья Болотова сделала свыше 500 боевых вылетов на аэродромы, мотомехколонны и скопления войск противника, она уничтожила 765 автома­шин, 185 танков, 35 самолётов, 8500 солдат и офицеров противника. Сам Болотов совершил 36 боевых вылетов, уничтожил 10 самолётов, 60 танков, до 100 автомашин и сотни вражеских солдат. Из наградного листа Болотова В.Г.: «С начала боевых действий товарищ Боло­тов исполняет должность командира эскадрильи. Прекрасный командир и отличный лётчик – штур­мовик, в совершенстве овладевший самолётом Ил-2 ... проявляет исключительное мастерство в применении личного оружия своего самолёта, по­казывая образцы бесстрашия, отваги и героизма.
13 августа 1941 г. в составе 6 самолётов Ил-2 товарищ Болотов атаковал аэродром про­тивника Шаталово. Несмотря на сильное проти­водействие противника, группа штурмовиков с задачей справилась отлично, уничтожив до 30 са­молётов противника.
21 августа 1941 г. эскадрилья, ведомая старшим лейтенантом Болотовым, вновь атакова­ла мотомехчасти противника в районе Лосево-Азаринки. Несмотря на сильный огонь противни­ка, товарищ Болотов искусно обманул противни­ка, скрыто провёл свои самолёты на цель, внезап­но обрушив на врага огонь своих самолётов.»
В момент атаки в самолёт Боло­това было 2 прямых попадания снарядов против­ника, был наполовину оторван руль поворота, тя­жело ранен сам летчик. С трудом сохраняя управление самолётом, он довёл эскадрилью до своего аэродрома, посадил самолёт и... потерял созна­ние. Машину командира пришлось списать: так фашисты изрешетили её плоскости, корпус, хвос­товое оперение.
Наградной лист на В.Г. Болотова был отправлен в августе 1941 г., а высокое звание Героя Совет­ского Союза было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1942 года.
После госпиталя он вернулся в родную часть. Вскоре его назначают командиром 826 штурмового авиационного полка. Воевал на За­падном, Калининском, Воронежском и 1-ом Прибалтийском фронтах. Награждён орденами – дву­мя Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя –  Красной Звезды и медалями.
В письме ученикам Кишкинской школы Алапаевского района Василий Гаврилович писал: «С декабря 1944 по июль 1945 г. учился на курсах в Военно-воздушной академии. Работал лётчиком, командиром звена, командиром эскадрильи, комполка, лётчиком-испытателем, старшим инспек­тором по технике пилотирования и теории полё­та.»
С 1954 года он полковник в запасе, жил в го­роде Тюмени.
Умер 16 октября 1976 года.


Иван Фёдорович Матвеев родился в с. Ярославское Алапаевского района. Окончил школу, работал в колхозе «Трудовой Октябрь». Когда Ивану исполнилось 18 лет, колхоз отпра­вил его на работу на Алапаевский металлурги­ческий завод, в листопрокатный цех. Потом бы­ла учёба в ФЗУ и горно-металлургическом тех­никуме.
В 1935 году по путёвке комсомола Ивана направ­ляют в Оренбуржскую военно-авиационную школу лёт­чиков, которую он окончил с отличием в 1938 году.
Службу начал в Забайкалье лётчиком-истребителем, но его больше привлекали тяжелые само­лёты и он попросил командование перевести его в дальнюю бомбардировочную авиацию.
29 июня 1941 года полк тяжёлых бомбарди­ровщиков переводят на прифронтовой аэродром. К июлю 1942 года командир отряда 250-го бомбарди­ровочного полка старший лейтенант Матвеев совер­шил 151 боевой вылет на бомбардировку важных объектов, живой силы и техники противника, а также на десантирование своих войск.
В 1942 году за образцовое выполнение бое­вых заданий командования удостоен звания Героя Советского Союза. Вот что писала о подвиге экипа­жа Ивана Матвеева газета «Правда» от 19 августа 1942 года: «Во время полёта в глубокий тыл про­тивника самолёт, пилотируемый товарищем Матве­евым, был подожжён огнем немецкой зенитной ар­тиллерии. Это произошло на расстоянии 40 минут полёта до заданной цели. Однако лётчик не свернул с курса, не повернул назад, не пошёл на посадку. Бо­рясь с огнём, перекинувшимся уже на крылья, эки­паж бомбардировщика продолжал полёт. Достигнув цели, герои-лётчики точно и хладнокровно отбомби­лись, сбросив все до единой бомбы, и лишь после этого повернули на восток. Немцы, заметив горящий самолёт, открыли ожесточённый огонь и подбили один мотор бомбардировщика. Несмотря ни на что, товарищ Матвеев сумел довести машину до своего аэродрома и совершить благополучную посадку».
Иван Матвеев принимал участие в боях от Чёрного моря до Балтики. Бомбили скопления войск противника, технику, наносили боевые удары по ад­министративным и промышленным центрам против­ника. Последний боевой вылет он совершил в мае 1945 года на Берлин. Бомбил гитлеровцев, засев­ших на Александерплац.
После войны продолжил службу в ВВС. С 1950 года полковник запаса Матвеев жил в Москве, рабо­тал в аэропорту Шереметьево. За военные и после­военные годы награжден: двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды и мно­жеством медалей.
Умер 26 августа 1986 года.

Степан Григорьевич Устинов родился в с. Голубковском Алапаевского района. Окончил пять классов, школу ФЗУ. С 1929 го­да работал на Нижнесалдинском металлурги­ческом заводе, откуда и ушёл в 1942 году на фронт.
В действующей армии с августа 1943 года. Разведчик 205-го стрелкового полка 70-й Гвар­дейской стрелковой Глуховской ордена Ленина дважды Краснознамённой дивизии.
Из наградного листа, присланного родным 2 октября 1943 года: «При наступлении на г. Бахмач Устинов Сте­пан Григорьевич с группой бойцов зашёл ночью в тыл противника, точно выявил его силы и огневые средства и сообщил командованию. При наступ­лении части он открыл в тылу врага залповый огонь по скоплению вражеской пехоты. Лично уничтожил до 50 солдат и офицеров... Захватил три ручных пулемёта и доставил в часть. При развед­ке подступов к реке Десна он тихо зашёл в дерев­ню, разведал силы противника, убил немецкого пулемётчика, охранявшего вход в деревню, под­жёг немецкий танк и на немецкой повозке прим­чался назад. На берегу Днепра он двое суток вёл непрерывную разведку и установил, что правый берег в районе деревни Домантово не охраняет­ся. Полк форсировал реку без потерь. Тов. Усти­нов первым переправился на правый берег, про­ник в расположение противника и, установив его силы и намерения, сообщил подразделениям и командованию. В разведке он из ручного пулемё­та убил около 20 немцев и возвратился с ценными сведениями. При выполнении боевого задания на правом берегу Днепра он с группой бойцов нат­кнулся на немецкую засаду и в неравном бою пал смертью храбрых.
За период боёв привёл 5 пленных и доста­вил много ценных документов.
Достоин присвоения звания Героя Совет­ского Союза».
Звание Героя Советского Союза было прис­воено 16 октября 1943 года посмертно.
Похоронен в с. Домантово (Украина).

Николай Ильич Шалашков родился в с.  Череватово (Цареватово) Дивеевского райо­на Горьковской области. Девятнадцатилетним переехал на Урал в лесной поселок Чернышовка и начал работать в службе пути на узкоколейной железной дороге. После крат­косрочных курсов - там же бригадиром путе­вых рабочих.
С первого дня войны рвётся на фронт, но его не призывали – слаб зрением. Он добивается своего и в феврале 1942 года вместе с другими новобранцами Шалашков прибывает на Запад­ный фронт. В учебном батальоне учится сапёрно­му делу, наводить переправы, строить мосты, обезвреживать вражеские мины.
После учебного батальона в мае 1943 года он на фронте. Сражался на Воронежском и Цен­тральном фронтах. Много переправ и мостов пос­троил отважный воин. Как бы трудно ни приходи­лось, в какие бы ни попадал он переплёты - свято выполнял наказ земляков-уральцев: «Стойким солдатом будь, не посрами нас».
Сентябрь 1943 года. 225-я Глуховская стрелковая дивизия, преодолевая в непрерывных боях яростное сопротивление противника, вышла к исходному рубежу на берег речки Моховой се­веро-восточнее Киева. 553 батальон 985 стрелко­вого полка должен переправиться и захватить плацдарм, подготовить его к приёму основных частей дивизии. Быстро собрали всё, на чём мож­но держаться на воде: рыбачьи лодки, наскоро сколоченные плоты. Всё делалось скрытно, в пол­ной тишине.
Шалашков где-то раздобыл небольшую плоскодонную лодку, смастерил вёсла и спустил на воду. На вражеском берегу тихо. Одна за дру­гой лодки принимают на борт солдат и растворя­ются во мраке ночи. И так час, два без передыш­ки... Но вот над рекой вспыхнула осветительная ракета, и тут же немцы открыли огонь. Разрывы мин и снарядов опрокидывали лодки. Лодка Шалашкова курсировала от одного берега к другому, лавируя между разрывами. Он словно заведомо знал, куда упадёт очередной снаряд, и всегда своевременны были его маневры. Ефрейтор Ша­лашков сделал на плацдарм 7 рейсов, а когда пе­реправлялся восьмой раз, снаряд прямым попа­данием угодил в носовую часть лодки. Из остав­шихся в живых не все дотянули до берега. Ша­лашков помог двум из них добраться к берегу, но течением их отнесло к другому, занятому фашис­тами. Стоя в холодной воде, под дождём, Николай дожидался темноты.
К вечеру к переправе стали готовиться нем­цы, подтащили лодки и ушли за подручными мате­риалами. Собрав остатки сил, Шалашков добрал­ся до лодки, протащил её вдоль берега, помог ра­неным бойцам перебраться в лодку и отчалил.
За проявленную храбрость и отвагу при пе­реправе Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 октября 1943 года воину-сапёру было дано право носить на груди орден Ленина и Золотую Звезду Героя.
Представляя 29 сентября 1943 года ефрей­тора Шалашкова к высокой награде, командир от­дельного сапёрного батальона майор Матвеев в наградном листе писал: «Ефрейтор Шалашков – закалённый в боях коммунист, мужественный во­ин, проявил исключительную смелость и геро­изм.»
Но Герой не дожил до светлого дня Победы. Он пал смертью храбрых, освобождая Украину, когда ему было 23 года. Не установлены послед­ние минуты жизни Героя. Неизвестна его могила. Но в памяти народной он остался навечно.
Его имя присвоено школе в посёлке Чернышевка, где он жил перед уходом на фронт. Он на­вечно зачислен в списки путейцев Алапаевской узкоколейной железной дороги.
В день 20-летия Победы над фашистской Германией благодарные железнодорожники воз­двигли в посёлке Чернышевка обелиск. На чугун­ной плите памятника высечена надпись: «Вечная слава Герою Советского Союза Шалашкову Нико­лаю Ильичу».

Александр Николаевич Лапин родился в с. Фоминском Алапаевского района. По роду службы отца уехали в с. Сосьва, а затем в г. Серов, где Саша закончил школу и металлургический техникум.
На фронт ушёл добровольцем. После уско­ренного курса Камышловского военно-пехотного училища был направлен в войска командиром пу­лемётного взвода 465 стрелкового полка 167 стрелковой Сумско-Киевской дважды Краснозна­мённой дивизии. В 1942 году она формировалась на Урале, в Сухоложском районе.
В составе этой дивизии Лапин участвовал в тяжёлых оборонительных боях под Воронежем и в январском наступлении 1943 года.
После тяжёлого ранения в апреле 1943 года лейтенант Лапин продолжает службу в Пиряшинской Краснознамённой ордена Кутузова II степе­ни стрелковой дивизии. В ночь на 24 сентября подразделения полка форсировали Днепр и учас­твовали в расширении плацдарма. Этот плацдарм находился южнее г. Киева. Сначала он назывался Балыко-Щучинский, а затем, после расширения и слияния с другими мелкими плацдармами, стал называться Букринским.
В числе первых на правый берег начал пе­реправляться пулемётный взвод лейтенанта Ла­пина. Кто на плоту, кто в рыбачьей лодке преодо­лели водную преграду под пулемётно-миномёт­ным огнём противника. Не обошлось без потерь. Пулемётной очередью прошило лодку, и она зато­нула вместе с пулеметом. Под градом пуль, в хо­лодной воде офицер спас пулемёт, который так пригодился, когда наши пехотинцы отвоевали плацдарм.
Забросав гранатами траншею противника, закрепились на господствующей высоте и в тече­ние суток отбивали непрерывные атаки противни­ка. Взвод лейтенанта Лапина был на «пятачке» один, связи с другими плацдармами не было. За сутки боя из 32 человек в живых осталось всего пятеро. Но плацдарм был удержан до прихода ос­новных сил.
«В одном из боёв по расширению плацдар­ма я со своим взводом ворвался первым в тран­шею противника (а во взводе к тому времени ос­талось 9 человек), захватил в плен около десятка фашистов, пулемёт, много автоматов, винтовок, гранат. Мы отбили контратаку противника, расши­рили траншею по фронту и обеспечили в неё вы­ход главных сил батальона, полка», - вспоминает Лапин А.Н.
За успешное форсирование Днепра южнее Киева, прочное закрепление плацдарма на запад­ном берегу и проявленные при этом отвагу и ге­ройство Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 23 октября 1943 года присвоил Лапину А.Н. звание Героя Советского Союза.
В 1944 г. в одном из наступательных боёв под г. Винница Александр Николаевич был тяжело ранен и после лечения в госпитале направлен в Москву, в резервную бригаду офицерского соста­ва Московского военного округа. Дальнейшую службу проходил во внутренних войсках МВД СССР на различных командных и штабных дол­жностях. В 1970 года вышел на пенсию и жил в г. Черкассы (Украина).
За время службы награждён двумя ордена­ми Отечественной войны I степени и 14 медаля­ми.

Леонид Семёнович Лаптев родился в ра­бочем посёлке Лобва Новолялинского райо­на. После переезда работал грузчиком в Муратковском леспромхозе Алапаевского района. На фронт был призван в июле 1941 года. Воевал на Центральном фронте. В звании еф­рейтора командовал отделением связи диви­зиона 362-го Забайкальского артиллерийско­го полка 106-й стрелковой Днепровско-Забайкальской дивизии.
Леонид Лаптев отличился при форсирова­нии Днепра в районе посёлка Лоев Гомельской области. 15 октября 1943 года с тремя связиста­ми вместе с передовым отрядом под вражеским огнём на лодке переправился через реку и, проложив кабельную линию, установил связь коман­дира дивизиона с командиром артиллерийского полка.
Во время артобстрела линия была повреж­дена. В этом бою Лаптеву трижды пришлось пре­одолевать водную преграду, устраняя обрывы на линии. Днём и ночью два берега были крепко свя­заны тонкой телефонной нитью.
23 октября 1943 года Леонид Семенович умер от ран в госпитале, а 30 октября ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Кро­ме этой высокой награды, он был награждён ор­деном Красного Знамени.
Похоронен в деревне Переделка Лоевского района. Имя героя носит одна из улиц посёлка Муратково.

Пётр Петрович Корелин родился в деревне Казариной Алапаевского района. Окончил на­чальную школу, работал подвозчиком в Муратковском леспромхозе.
На фронте с 1941 года. Разведчик-наблюдатель 156-го Гвардейского артиллерийского полка 77-ой Гвардейской дивизии.
Дивизия, в которой служил Пётр Корелин, участвовала в боях на берегах трёх больших рек: Волги, Днепра и Вислы. Разведчик выявлял вражес­кие огневые средства и сведения о них передавал артиллеристам. На Волге он участвовал в освобож­дении Сталинграда, ликвидации фашистской группировки. В памяти Петра Петровича остались беспрерывные бои и колонны пленных. Видел, как выво­дили из подвала универмага фельдмаршала Паулюса, начальника штаба генерал-лейтенанта Шмидта и больше трёх десятков офицеров штаба. Медаль «За оборону Сталинграда» особенно дорога солдату.
Когда началась переправа через Днепр, раз­ведке пришлось очень туго. Сведения нужны были очень точные, чтобы сократить потери в боях солдат и техники.
27 сентября 1943 года на подручных средс­твах перебрались 25 разведчиков на правый берег Днепра и провели там целые сутки. Все данные о противнике передали своим и ждали приказа вер­нуться назад. Но приказ поступил другой – выбить фашистов из первой линии траншей. Атака была дерзкой и застала фашистов врасплох. Опомнив­шись, они предприняли ответную атаку, но безус­пешно. Пока шёл бой, к разведчикам подоспел бата­льон пехоты, а затем и основные силы наших войск.
Началось наступление, но продвигаться впе­рёд мешал огонь из немецкого дзота. И тогда раз­ведчики ночью обошли его и подобрались с флан­гов. Пулемёт почти не умолкал, и разведчики ждали удобного момента. Только к пяти часам утра всё за­тихло, они бросились к дзоту и забросали его грана­тами. Потом Петра Корелина ранило. Вернувшись из медсанбата, он узнал о присвоении ему звания Ге­роя Советского Союза. Это было 16 ноября 1943 го­да.
Потом были бои в Белоруссии, Польше. В Вар­шаве его снова ранило. В госпитале в Бресте он уз­нал о Победе.
Демобилизовавшись в 1945 году, жил в посёл­ке Верхняя Синячиха, работал подручным сталевара на Верхнесинячихинском металлургическом заводе. Кроме Звезды Героя награждён орденом Отечес­твенной войны I степени и медалями.
Умер 25 августа 1993 года.

Владимир Александрович Дышинский родился 1 марта 1923 г. в городе Любим Ярославской области. Володе не было и двух лет, когда семья переехала в Алапаевск, в двухэтажный дом на улице Торговой (сейчас ул. Чайковского, 2). Володя учился в школе №2, но не закончил, семья переехала в Пермь. Там юноша закончил десятилетку. В 1940 году он поступает на факультет чёрной металлургии им. С.М. Кирова. Учился недол­го: через год началась война.
Летом 1942 года, после окончания Камышловского пехотного училища, принял боевое кре­щение под Сталинградом. Дважды был ранен, награждён орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Сталинграда». После разгрома фашистов на Волге Дышинский участвовал в боях на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Ук­раину. В сражениях на Днепре родилась слава бесстрашного разведчика.
30 сентября 1943 года группа переправи­лась на плотах через реку. Первый же пленный оказался очень ценным – обер-лейтенант пехотной дивизии. Без потерь разведчики вернулись в ди­визию. Показания пленного позволили успешно форсировать Днепр и захватить плацдарм на пра­вом берегу. 16 октября 1943 года разведчики про­никли в расположение противника на 2,5 км. Пленный приехал в руки разведчиков сам, на мо­тоцикле. Ординарец командира взвода гренадёр­ского мотострелкового полка танковой дивизии, зная пароль, на вопросы разведчиков отвечал обстоятельно. Ночь выдалась тёмной, дождли­вой. У Дышинского возникла дерзкая мысль: проскочить оборону немцев на мотоцикле. Вла­димир приказал разведчикам пробираться к сво­им, и, накинув плащ-палатку пленного, сел в ко­ляску мотоцикла. Они ехали к передовой. Вскоре начались боевые позиции немцев. Из темноты вынырнул часовой, и послышался окрик: «Хальт!». Не особенно целясь, Дышинский дал очередь из автомата и толкнул водителя в спину. Вслед зат­рещали выстрелы, но несколько минут отчаянной гонки сквозь немецкие позиции, и Дышинский уже в расположении наших войск.
20 декабря 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за подвиги при форси­ровании Днепра, отвагу и геройство командиру взвода разведки 92-й Гвардейской стрелковой дивизии гвардии младшему лейтенанту Дышинскому было присвоено звание Героя Советского Союза. 16 февраля 1944 года Владимир Дышинский был награждён орденом Отечественной вой­ны I степени. Соединение советских войск под командованием генерал-лейтенанта М.Н. Шарохина окружило Кривой Рог с востока и севера. Чтобы помешать наступлению советских войск, гитлеровцы решили взорвать электростанцию на реке Саксагань. Сорвать замысел врага поручили отряду добровольцев во главе с подполковником А.И. Шуруповым. Всю ночь сквозь ветер и снег разведчики пробивались к электростанции. К утру с группой бойцов Дышинский захватил фашист­ские блиндажи всего в 100 метрах от плотины. Атака плотины началась в ночь на 22 февраля 1944 года. После взятия посёлка Рабочий группа Дышинского по левому берегу Саксагани устре­милась к плотине. Владимир бежал впереди бой­цов и вдруг упал. Фашистская пуля наповал сра­зила бесстрашного героя. В ожесточённой схват­ке советские воины уничтожили гитлеровские заг­радительные группы, электростанция была спа­сена от взрыва. Сапёры извлекли из дамбы пло­тины более 3 тонн взрывчатки. В тот же день был освобождён и Кривой Рог. Двадцатью залпами из 224 орудий салютовала Москва славным воинам 3-го Украинского фронта. Любимца дивизии – Ге­роя Советского Союза гвардии лейтенанта В.А. Дышинского – с воинскими почестями похорони­ли в сквере у рудника имени Г.К.Орджоникидзе.
На монументе надпись: «Герой Советского Союза гвардии лейтенант Дышинский Владимир Александрович, рождения 1 марта 1923 года, по­гиб 22 февраля 1944 года в бою с немецкими зах­ватчиками при освобождении Кривого Рога».
В Перми и Кривом Роге именем героя наз­ваны улицы.

Яков Михайлович Лунин родился в де­ревне Бутаковой Алапаевского района. Окон­чил начальную школу. Был организатором первых колхозов, одним из первых депутатов Бутаковского сельского совета. В 1929 г. уез­жает в Оренбург.
Его призвали в армию в 1942 году. Он начал воевать в составе кавалерийского полка 16-ой Гвардейской кавалерийской дивизии 7 Гвардей­ского кавалерийского корпуса 61 армии Цен­трального фронта.
Бронебойщик Лунин нередко расчищал дорогу пехоте, подавляя огневые точки противника.
В числе первых в полку он преодолел Днепр в районе деревни Нивки (Гомельская область) 27 сентября 1943 года. Занял рубеж, прочно закре­пился на нём и уничтожил огневые точки против­ника, обратив фашистов в бегство. Звание Героя Советского Союза гвардии рядовой Лунин полу­чил 15 января 1944 года.
В 1945 году в звании старшего сержанта Я.М. Лунин демобилизовался, жил в Оренбурге. Тяжело болел, умер 31 октября 1948 г. Похоронен в Москве.

Максим Митрофанович Зозуля родился в с. Песчанка Новомосковского района Днепропетровской области. Мастер метал­лургического завода, в 1941 году он приехал в эвакуацию на АМЗ. Цех, в котором работал Максим, выпускал военную продукцию, и специалисты были на вес золота. В 1942 году, отказавшись от брони, Максим уходит на фронт. Воюет на Брянском, затем на Цен­тральном фронтах. Всё ближе подходит часть, в рядах которой воюет гвардии стар­ший сержант Зозуля, к Днепру, к родным мес­там воина.
В составе стрелкового взвода помощник командира взвода Максим Зозуля принял участие в форсировании Днепра.
Враг яростно сопротивлялся, прилагая все силы, чтобы столкнуть в реку наши авангарды, уцепившиеся за правый берег. И всё-таки плац­дарм на правобережье в районе села Мысы Чер­ниговской области был создан. Немалая заслуга в этом принадлежала отважному помкомвзвода.
Во главе группы смельчаков Максим Зозуля сразу же после того, как они закрепились на захва­ченном им «пятачке», взялся за его расширение. И вскоре, ломая сопротивление фашистов, наши во­ины ворвались в траншею противника, сшибли его с этой линии обороны, истребив немало врагов.
Дерзкие действия группы Зозули отвлекли внимание гитлеровцев, до этого обстреливавших переправу из всех видов оружия. Огонь их резко ослаб, и это дало возможность всем батальонам 237-го Гвардейского полка почти без потерь в лю­дях и материальной части форсировать Днепр.
Плацдарм возле села Мысы был вскоре намного расширен. Наши войска развивали нас­тупление по правобережью. Но враг, подтянув свежие силы, продолжал в ряде узловых пунктов упорное сопротивление.
29 сентября 237-му стрелковому пришлось ликвидировать один из таких узлов обороны гит­леровцев. Они закрепились на окраине большого села.
Перед взводом, где находился Зозуля, была поставлена задача выбить немцев из первой ли­нии окопов.
Эту задачу советские воины выполнили с честью. Но при подходе к цели были потери. Тяже­ло ранило командира взвода. Максим Зозуля тут же принял на себя командование.
- За Родину, на врага! За мной! – крикнул он и бросился вперёд, увлекая за собой боевых то­варищей.
Отважный гвардии старший сержант пер­вым ворвался в траншею противника, огнём авто­мата расчищая себе путь. Он лично уничтожил пятнадцать гитлеровцев и захватил три ручных пу­лемёта. Оставшиеся в живых фашисты в панике отхлынули назад, и первая линия их обороны бы­ла взята.
Третьего октября Максим Зозуля погиб в бою. Он похоронен с воинскими почестями запад­нее с. Мысы Черниговской области.
За форсирование Днепра и проявленные при этом доблесть и геройство Президиум Вер­ховного Совета СССР Указом от 15 января 1944 года посмертно удостоил Максима Митрофано­вича Зозулю звания Героя Советского Союза.

Михаил Петрович Боронин родился в де­ревне Торбеевка Ромодановского района Мордовской АССР. После окончания земле­устроительного техникума поступает в Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова, после окончания которого рабо­тает начальником смены и помощником начальника мартеновского цеха Алапаевского металлургического завода. В июне 1941 года был на военных сборах, где его застала Вели­кая Отечественная война. В первые дни вой­ны призван в армию и направлен в военно-морскую авиационную школу штурманов. На фронте с сентября 1942 года, воевал в соста­ве 24-го минно-торпедного авиаполка Север­ного флота, который базировался на границе СССР и Норвегии, совершил 22 боевых выле­та, нанося бомбовые и торпедные удары по кораблям и транспортам врага. Два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны II степени служат свидетельством его великолепного мастерства, мужества и отва­ги.
Осень 1943 года. Потерпев поражение под Курском, Белгородом и Орлом, на других участках фронта гитлеровцы упорно цеплялись за Север. Они перебрасывали по морю свежие силы, ору­жие, боеприпасы, продовольствие. Перед мор­скими лётчиками была поставлена задача – сор­вать вражеские перевозки. И они с честью выпол­няли её.
Немало потопленных кораблей противника было на боевом счету у экипажа Н.И. Зайцева, где штурманом летал М.П. Боронин. С каждым бое­вым вылетом набирался опыта и мастерства штурман. В очень сложной обстановке надо вести поиск, наблюдать за вражескими кораблями, де­лать расчёты, точную наводку, чтобы грозную тор­педу без промаха направить в цель.
В подписанном командующим Военно-Воздушными Силами Северного флота генерал-лей­тенантом авиации А.Х. Андреевым на присвоение гвардии лейтенанту М.П. Боронину звания Героя Советского Союза говорилось: «Летал в качестве штурмана самолёта и штурмана звена в экипаже гвардии старшего лейтенанта Зайцева, совершил 21 боевой вылет и 5 успешных торпедных атак, в ходе которых: 26 августа 1943 года в паре с экипа­жем гвардии старшего лейтенанта Пирогова в районе Сюльте-Фиорд участвовал в потоплении вражеского транспорта водоизмещением 6000 тонн. 28 августа 1943 года в паре с экипажем гвардии капитана Макаревича в районе мыса Маккаур участвовал в потоплении вражеского сторожевого корабля. 25 ноября 1943 года при выполнении боевого задания «свободная охота» в сложных метеорологических условиях обнаружил у мыса конвой противника. Несмотря на сильное прикрытие и мощный зенитный огонь, с неожи­данной для врага грамотной атакой был торпеди­рован и потоплен транспорт противника водоиз­мещением 6000 тонн. 19 декабря 1943 года во время «свободной охоты» в районе Берлевога обнаружил конвой противника, торпедировал и по­топил вражеский транспорт водоизмещением в 7-8 тыс. тонн.
За мужество и отвагу, доблесть и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий ко­мандования, за личное участие в потоплении двух транспортов и одного танкера, за участие в по­топлении одного транспорта и одного сторожевого корабля противника в паре с другими экипажами достоин присвоения звания Героя Совет­ского Союза». Это высокое звание было присвое­но М. П. Боронину 22 февраля 1944 года.
В одном из боевых вылетов, когда удалось пустить ко дну крупный немецкий транспорт и ког­да огонь зенитных батарей был особенно плот­ным, самолёт Н. Зайцева загорелся. Это случи­лось 11 мая 1944 года в районе города Кибергнес. Лётчики-гвардейцы других экипажей видели, как потерявший управление горящий самолёт рухнул вниз и скрылся в море, недалеко от норвежского берега. Экипаж в составе Героя Советского Сою­за командира Н.И. Зайцева, штурмана М.П. Боро­нина, стрелка-радиста В. Приходько погиб. Па­мять о М.П.Боронине хранят не только в Алапаевске, но и в городе Ромоданове республики Мор­довия.

Иосиф Михайлович Бельских родился в с. Арамашево, в многодетной крестьян­ской семье. Окончил только начальную школу и в 12 лет начал трудиться, став наравне с от­цом кормильцем семьи. Потом была работа в леспромхозе и служба в Красной Армии на Дальнем Востоке.
Узнав о начале войны, тут же подал заявле­ние командованию с просьбой отправить его на фронт, и с октября 1941 года Иосиф Михайлович начал отсчитывать километры военных дорог, по которым ему пришлось дойти чуть ли не до Берли­на. Боевое крещение артиллерист Бельских при­нял на Брянском фронте, где под его командова­нием орудийный расчёт уничтожил 3 вражеских танка. За отвагу и мужество, проявленные в бою, весь расчёт был награждён государственными наградами, а командир –  орденом Отечественной войны II степени.
Бои в обороне, бои в отступлении и, нако­нец, наступление. 17 сентября 1943 года расчёт И.М. Бельских, находившийся на Воронежском фронте, занял боевую позицию на одной из высот. Враг обошёл позиции артиллерии с тыла, и тогда командир приказал развернуть орудия и стал бить по врагу прямой наводкой. Чудовищный скрежет гусениц, рёв моторов, разрывы снаря­дов – всё смешалось в густом, горячем воздухе. В этом бою расчёт Бельских уничтожил 9 машин, а через несколько дней командир получил орден Отечественной войны I степени.
Командир орудия 145-го отдельного истребительно-противотанкового батальона И.М. Бельских воевал на Брянском, Закавказском, Се­верокавказском, Воронежском, 1 и 4-м Украин­ских фронтах. На счету орудийного расчёта – 19 подбитых танков, 25 машин с боеприпасами, 50 уничтоженных боевых точек врага и не одна сотня солдат противника.
В октябре 1943 года началось форсирова­ние Днепра. Непреодолимой цитаделью хотели сделать фашисты крутые берега реки. Но их за­мыслы были сорваны решительными действиями советских войск.
Орудийный расчёт сержанта Бельских с орудием разместился на первом плоту: под ураганным огнём они без потерь добрались до правого берега, сняли с плота орудие и удер­живали «пятачок», пока не подошло подкреп­ление.
К утру переправился весь дивизион – две­надцать орудий и пехотинцы. До рассвета бойцы окопались и стояли насмерть.
Особенно жестокий бой разгорелся 17 ок­тября 1943 года. На позиции надвигалось 29 вра­жеских танков. На острие танкового клина нахо­дилось орудие старшего сержанта Бельских, на­водчиком был сержант А.Г. Бодряшов. Они пони­мали друг друга с полуслова. Вместе в одном расчёте провоевали больше года и не раз отра­жали танковые атаки. 30 июля 1942 года на Брян­ском фронте под населённым пунктом Селезнёвка на их батарею шло несколько десятков танков. Артиллеристы встретили их прицельным огнём и 23 машины подожгли. Остальные повернули об­ратно.
Расчёт занял боевые места. Когда до пе­реднего орудия осталось метров 600, раздался первый выстрел. Вражеские машины горели друг за другом. Бронетягач, пытавшийся оттянуть один из танков в тыл, тоже от прямого попадания загорелся.
Всего в этом бою орудие Бельских и Бодряшова уничтожило 14 вражеских машин. Атака про­тивника была отбита.
Пяти артиллеристам 145-го отдельного ист­ребительного противотанкового дивизиона 30-й стрелковой дивизии присвоено звание Героев Со­ветского Союза.
После Победы Иосиф Михайлович вернулся в Апапаевск. Первые годы трудился в отделе внут­ренних дел, а потом десять лет – травильщиком прокатного стана металлургического завода. С 1963 года вышел на заслуженный отдых. Был чле­ном городского совета ветеранов войны и труда. Он проводил большую работу по военно-патрио­тическому воспитанию молодого поколения.

Антон Антонович Шевелёв, Герой Совет­ского Союза, доцент Уральского института, кандидат сельскохозяйственных наук, родил­ся 17 января 1918 года в п. Нейво-Шайтанском Алапаевского района Свердловской области в семье служащего.
Трудный, но славный путь за плечами этого человека. В 1935 году после окончания средней школы им. Некрасова в Свердловске он работает учеником в проектном бюро Уральского научно-исследовательского института лесохимии.
В 1936 году Антон Шевелёв – курсант авиашколы в г. Батайске Ростовской области, ко­торую заканчивает в 1939 г. на «отлично» и направ­ляется в один из отрядов Восточно-Сибирского управления ГВФ.
Недолго продолжается мирный труд граж­данского лётчика. В декабре 1941 г. А.А. Шевелёв направляется на курсы высшей лётной подготов­ки, по окончании которых поступает в распоряже­ние созданной в те годы авиации дальнего дейс­твия при ставке Главного Командования. За пери­од Отечественной войны коммунист Антон Анто­нович совершил 261 боевой вылет. По данным штабов полка и дивизий, совместно с другими экипаж корабля, руководимый А.А. Шевелёвым, уничтожил только на аэродромах Северного учас­тка фронта 74 самолёта. При выполнении боевых операций в героической обороне Сталинграда совершил 15 боевых вылетов. Участвовал в обо­роне Ленинграда, блокировал бомбовыми удара­ми аэродромы Сеши, Амуфьево, Новодугино, с которых враг пытался организовать бомбардировку Москвы и других городов. А.А. Шевелёв прошёл путь от командира корабля до заместите­ля командира авиаэскадрильи бомбардировочно­го полка авиации дальнего следования. Одновре­менно с боевыми действиями Антон Антонович подготовил к выполнению заданий более 10 мо­лодых экипажей. А его экипаж создал более 170 пожаров и около 50 взрывов средней и большой мощности.
16 марта 1943 года на подходе к с. Жуковка экипаж был атакован ночным истребителем про­тивника. Двое оказались тяжело раненными. Самолёт стал почти неуправляем: получив до 30 про­боин, он терял высоту. Умелым маневром экипаж всё-таки вышел на цель и с высоты 600 м сбросил бомбы. Шевелёв сумел довести самолёт до за­пасного аэродрома, посадить его на одно колесо, сохранив тем машину и жизнь товарищей. За этот полёт командир корабля был представлен к зва­нию Героя Советского Союза.
Последний вылет Антон Антонович совер­шил 17 апреля 1945 года на предместье Берлина Штрайсберг. После выполнения задания самолёт лёг курсом на свой аэродром. У линии фронта экипаж был трижды атакован врагом, в результа­те чего возник пожар. Стрелок и радист были смертельно ранены. Огонь обжигал лицо коман­дира. Полёт был больше невозможен. А.А. Шеве­лёв приказывает экипажу прыгать с парашютами и раненный в ногу покидает корабль последним. В момент прыжка стабилизатором ему была слома­на вторая нога, а затем он упал рядом с самолё­том в озеро.
Около года продолжалось лечение в госпи­тале, и в 1946 году инвалидом II группы А.А. Шеве­лёв вышел в отставку. За успешные действия бое­вой командир награждён двумя орденами Лени­на, орденом Красного Знамени, медалью «Золо­тая Звезда», орденом Отечественной войны I сте­пени и многими медалями.
В октябре 1947 года А.А. Шевелёв стал ра­ботать мл. научным сотрудником научно-исследовательского отдела Уральского лесотехничес­кого института, а через год стал студентом лесо­хозяйственного факультета. В 1953 году Антон Ан­тонович окончил институт с отличием, и его реко­мендуют в аспирантуру по кафедре лесоводства. После защиты диссертации он утверждён в учё­ном звании кандидата сельскохозяйственных на­ук. С 1976 по 10 мая 1981 года, когда скончался А.А. Шевелёв – он доцент кафедры лесоводства Уральского лесотехнического института.

Алексей Гаврилович Харлов родился в с. Толмачёво Алапаевского района. Закон­чил здесь три класса. Родители переехали в Алапаевск, и Алексей стал учиться в город­ской школе №2. В 1934 году поступает в шко­лу ФЗУ в группу слесарей, по окончании кото­рой работает на Алапаевской узкоколейной дороге сначала слесарем, а к 20-ти годам он уже машинист паровоза.
Военную службу начал в 1939 году на Даль­нем Востоке, а в начале войны закончил крат­косрочные офицерские курсы. С 10 сентября 1941 года он на передовой. В 24 года Алексей коман­дир роты тяжёлых танков 26-го отдельного Гвардейского танкового полка.
Одним из первых был награждён орденом Александра Невского, учреждённым в 1942 году. Эту награду мог получить только очень отличив­шийся в боях командир. Кроме этого Алексей Харлов был награждён двумя орденами Отечес­твенной войны, двумя – Красного Знамени, орде­ном Славы III степени.
В 1944 году 26-й Гвардейский тяжёлый тан­ковый полк, подобно могучему тарану, должен был пробивать бреши в сильно укреплённой обо­роне противника. Остриём этого тарана стала ро­та Алексея Харлова. Называлась она в те дни ударной подвижной группой. Танкистам приходи­лось вступать в единоборство с одетыми в бетон огневыми точками, со спрятанными в засаду пуш­ками и пулемётами. Только в боях за населённые пункты Бабочино, Сумма, Хумола рота Харлова блокировала и уничтожила пять дотов и девять дзотов, разбила семь пушек и десять пулемётов. Из них восемь пулемётов, три пушки и несколько укреплённых огневых точек уничтожил сам коман­дир, показывая пример экипажу, а не просто ведя роту.
20 июня в борьбе за станцию Таммисуо ро­та старшего лейтенанта Харлова должна была прорвать укреплённую полосу обороны противни­ка. Несмотря на сильный артиллерийский обс­трел, командирский танк пробился вперёд. Ока­завшись в глубине вражеской обороны, экипаж начал в упор расстреливать огневые точки. Уже было разбито пять пушек, четыре пулемётных гнезда и три миномётные батареи. Ловко манев­рируя тяжёлой машиной, механик-водитель Скоробогатов подмял под гусеницы две противотанковые пушки, миномёт. Но остальные орудия, находившиеся на этом участке, открыли огонь по вырвавшемуся вперёд советскому танку. Машина оказалась подбитой. Враги бросились к ней, на­деясь тут же захватить танк. Но танк превратился в крепость – гарнизон. «Гарнизон» четырёх гвар­дейцев. Экипаж решил драться до конца. Экипаж: командир роты – старший лейтенант Алексей Харлов, командир танка – младший лейтенант Фи­липп Миронов, техник-водитель – лейтенант Ана­толий Скоробогатов, командир орудия – старши­на Виктор Вагин. Семь часов отбивали попытки врагов подойти к танку. Кончились патроны, ма­шина окружена. Крики врагов: «Сдавайтесь!», но в ответ из смотровых щелей раздаются пистолет­ные выстрелы. Опустели и обоймы пистолетов... Никто не знает, о чём говорили танкисты в эти ми­нуты. Радист на командном пункте принял лишь несколько слов: «Погибаем, но не сдаёмся...» Ког­да танк был подожжён противником, гвардейцы пустили в ход огнетушители. Фашисты подтащили взрывчатку. В подорванном танке всё стихло. Но враги ещё не решались подойти. «Гарнизон» четы­рёх гвардейцев. Старшему из них – водителю Скоробогатову Анатолию Марковичу исполнилось 38. Родился в 1906 году в посёлке 1-я Чита западно­казахстанской области. Самому младшему – Вик­тору Вагину – недавно пошёл 21-й год. Он уроже­нец города Клинцы Орловской области. Четвёртый член экипажа – Миронов Филипп Абрамович – родился в 1920 году в селе Васькове Кемеровской области.

Иван Павлович Чечулин родился в дерев­не Чечулиной Алапаевского района. Учился в Верхнесинячихинской школе №1. После окон­чания семи классов поступил учиться в химический техникум, а с 1937 года работал на Ке­меровском азотнотуковом заводе машинис­том компрессора. В 1939 году его призвали в армию. Службу проходил в отдельном железнодорожном батальоне в Приморье. В марте 1941 года батальон был спешно переброшен на запад. Разместились на станции между Шепетовкой и Новоград-Волынском (Украина), там и застала его война. Иван Чечулин принимал участие в обороне Житомира, Бе­лой Церкви, Киева, Можайска, Москвы. Был командиром взвода лёгких бронемашин от­дельной разведывательной роты 9-ой Гвардейской механизированной бригады.
Советские войска вели наступательные бои за освобождение Прибалтики. Особенно упорны­ми они были на Елгавском и Шауляйском направ­лениях. Взводу бронемашин, которым командо­вал гвардии техник – лейтенант Иван Чечулин, бы­ло приказано произвести ночную разведку по маршруту Шауляй-Исцава.
В ночь перед наступлением несколько бро­нетранспортёров с автоматчиками прошли в тыл противника и наткнулись на колонну вражеских автомашин с пехотой. Правильно оценив обста­новку, гвардии техник – лейтенант Чечулин спо­койно подвёл свою колонну вплотную к немецкой. Фашисты приняли советских разведчиков за сво­их и дали им дорогу. Перерезав путь головной ма­шине, Чечулин остановил свой бронетранспор­тёр, осмотрелся и вскинул автомат. Шофёр и офицеры, сидевшие в головной машине, так и не успели ничего понять: меткий огонь советского офицера уложил гитлеровцев. Мгновенно в бой вступили остальные бронетранспортёры. При­цельные пулемётные и автоматные очереди бук­вально косили густо сидевших в грузовиках гитле­ровцев, гранаты взрывались в их гуще. Мало кому удалось уйти. Догорающие машины да груды тру­пов остались на дороге. А разведчики продолжа­ли выполнение своего задания...
В конце августа 1944 года гитлеровское ко­мандование решило ликвидировать шауляйско-елгавский выступ, отрезать вышедшие сюда сое­динения трёх советских армий. Начались силь­ные контрудары. Особенно напряжённые бои развернулись в районе Шауляя. Гвардии технику – лейтенанту Ивану Чечулину и его взводу было да­но ответственное задание: разведать участок на дороге Шауляй-Елгава.
Выполняя задание, он обнаружил и доложил командованию, что мост через реку заминирован. Захватить мост и разминировать – таков был при­каз. Под артиллерийским и минометным огнём противника взвод Чечулина занял и разминиро­вал мост. Путь войскам был открыт. Гвардейский бронетранспортёр Ивана Чечулина первым вор­вался в городок Ионишкис. Завязался бой. В этой схватке моторизованная группа разведчиков уничтожила 17 автомашин и около 60 солдат и офицеров противника. В это время на железно­дорожной станции застрял вражеский бронепо­езд. Гвардии техник – лейтенант Чечулин вызвал подкрепление – подразделение танков – и решил захватить вокзал и бронепоезд. Когда ранило ко­мандира подразделения танков, коммунист Чечу­лин принял на себя командование и продолжал штурм железнодорожной станции. Будучи ране­ным, Иван Чечулин продолжал руководить боем. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1945 года гвардии технику – лейтенанту Ивану Павловичу Чечулину присвоено звание Героя Советского Союза.
Бои всё продолжались. Советская Армия теснила врага на запад к его логову – Берлину. Но не суждено было дожить до дня Победы и лично получить высокую награду герою. Он погиб в жестоком бою у местечка Вайноде в При­балтике 2 февраля 1945 года. На Вайнодском кладбище вместе с другими героями и похоронен Иван Павлович Чечулин.

Михаил Никонович Мантуров родился в деревне Кулиге Алапаевского района. Окон­чил 7 классов, школу ФЗО. Работал в Нижнесалдинском леспромхозе, а после окончания курсов трактористов перешёл на Басьяновское торфопредприятие.
В 1939 г. был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке механиком – водителем танка. С началом войны полк, в котором служил Мантуров, спешно переправили на запад, на Ленинградский фронт. Там под Тихвином Михаил Мантуров при­нял первый бой, за который получил и первую ме­даль «За отвагу». Потом бои на Брянском, Южном и Первом Белорусском фронтах. Ранения, конту­зии, заслуженные награды.
Много боёв хранила память солдата. В 1944 году под Ковелем танк сильно подбили. Танкисты подожгли дымовые шашки, дождались темноты и под покровом ночи стали снимать с подбитых танков нужные части, собирать боеприпасы и вос­становили свой Т-34.
Перед рассветом через Алексеевку шла ко­лонна фашистских танков и наши танкисты прис­троились в её «хвост». А потом, пользуясь темно­той, ударили по колонне противника. Когда гитле­ровцы опомнились танкисты, были далеко. За этот бой весь экипаж был награждён. Михаил Мантуров получил орден Отечественной войны II степени и за спасение танка орден Славы III сте­пени.
В январе 1944 г. танковый батальон, в кото­ром служил Михаил Мантуров, выполнял ответс­твенное задание командования по захвату Радомского аэродрома, находившегося в глубоком тылу врага. Аэродром был захвачен, охрана и лётный состав уничтожены. Фашистское командование предприняло все меры для освобождения аэрод­рома. Вначале артподготовка, затем танковая атака, бомбёжка с воздуха – бой продолжался весь день.
Тяжело ранены командир группы Лукьянов и командир танкового батальона майор Павлов. Полковник приказал старшине Мантурову при­нять командование на себя.
Когда начало темнеть, - вспоминает тан­кист, - мы увидели колонну танков. Это конец, ре­шил я, ведь у нас осталось по одному – два снаря­да, не больше. Но кто-то в эту минуту крикнул: «Танки-то наши, со звёздочкой!» Это спешил на помощь батальон из первой танковой армии гене­рала Рыбалко. Аэродром отстояли, а на нём оста­лись целыми 45 фашистских самолётов.
Утром следующего дня маршал Г. К. Жуков прикрепил на груди старшины Мантурова Звезду Героя.
За этот бой механику – водителю Михаилу Никоновичу Мантурову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Произошло это 24 марта 1945 года.
За все годы войны Мантуров получил десять благодарностей Верховного Главнокомандующе­го, в том числе и за взятие Берлина. Да, Михаил Никонович дошёл до логова фашистов и распи­сался на рейхстаге. А к его боевым наградам до­бавились два ордена Отечественной войны II степени и восемь медалей.
После демобилизации работал в леспром­хозе, жил в г. Свердловске.

Михаил Николаевич Скрипин родился в деревне Пуреговой Алапаевского района. Учился в Кишкинской и Махнёвской школах. После 6-го класса пошёл на курсы тракторис­тов: тогда в колхозах появились первые трак­тора. В 1937 году, как одного из лучших трак­тористов, его отправляют на курсы шофёров, по окончании которых, Михаил Николаевич ра­ботает в Мугайской МТС, Махнёвском рай­потребсоюзе.
В 1939 году его призвали в Советскую Армию. Службу проходит на Дальнем Востоке в 594-м отдельном автотранспортном батальоне, заканчивает школу младших командиров. Учит шоферскому делу молодых солдат. В 1942 году заканчивает Черниговское военно-инженерное училище, и в декабре этого же года отправлен на фронт. Воюет на Волховском, Воронежском и II Украинском фронтах.
В 1943 году Михаил – командир сапёрного взвода 565-го отдельного сапёрного батальона 294-ой стрелковой дивизии, 52-ой армии Степного фронта, участвует в форсировании Днепра.
29 сентября 1943 года в районе с. Сушки (Черкасская область) Михаил Скрипин с группой бойцов провёл разведку мест переправы, собрал паром и отыскал 7 рыбацких лодок, на которых в ночь на 30 сентября переправил стрелковый бата­льон. Находясь со взводом в группе разгражде­ния, проделывал проходы в проволочных и мин­ных заграждениях. Под артиллерийским огнём немцев сапёры сняли 775 немецких противотан­ковых мин, а потом, закрепляя отвоёванные рубе­жи, поставили 1200 своих мин.
За успешное форсирование Днепра и про­явленные при этом героизм и мужество Михаилу Скрипину было присвоено звание Героя Совет­ского Союза 23 марта 1945 года (посмертно).
Об этой высокой награде герой не узнал. В бою за украинское село Русская Поляна 24 нояб­ря 1943 года Михаил Скрипин погиб. Похоронен в с. Свидовка в братской могиле.

Павел Дмитриевич Гурьев родился в по­сёлке Верхняя Синячиха, здесь же закончил 5 классов и тринадцатилетним подростком уе­хал в город учиться в низшую ремесленную школу. Трудовой путь начал в 1921 году на Верхнесинячихинском металлургическом за­воде, потом работал кочегаром на АМЗ, элек­тромонтёром на Гороблагодатском руднике. В 1930 году уехал в Москву – на курсы журна­листов, закончив их, работал редактором радиовещания на Уральском заводе тяжёлого машиностроения. А с 1933 года он – партра­ботник.
С началом войны уходит добровольцем в армию. Воюет на Калининском и 2-ом Украинском фронтах. Он зам. командира роты противотанко­вых орудий.
Старший лейтенант Гурьев выполнял ещё и обязанности замполита. Словом и делом вооду­шевлял солдат на борьбу с врагом. На фронт пос­тупала новая техника, и Павел Дмитриевич идёт на курсы в учебный инженерный батальон, а в 1944 году уезжает на фронт командиром сапёр­ного взвода 21-го отдельного Гвардейского орде­на Богдана Хмельницкого моторизованного са­пёрного батальона 6-ой Гвардейской танковой армии.
Декабрь 1944 года, тяжёлые бои на Западе, немцы держатся за каждое укрепление. Не успев при отступлении взорвать железнодорожный мост через реку Грон (Чехословакия), фашисты делают несколько попыток снова прорваться на него. И если это случится, то завтра гитлеровцы обрушатся на наш берег всей мощью. Надо опередить врага и взорвать мост. Павел Дмитриевич пошёл на задание сам, взяв небольшую группу сапёров.
Они шли гуськом, ожидая на каждом шагу мины. Пронесло, но стоило группе появиться у моста, как с берега, где засели немцы, пальба стала ещё ожесточённее. Залаяли пулемёты, свистят осколки, дзинькают по металлу пули. Гурьев первым заметил на мосту пакеты тола. «Да, взрывчатки здесь килограммов на 800. Если в неё попадёт шальная мина, то не останется ни моста, ни нас... Нет, взрывчатку врага использу­ем мы».
- Лестницу! – негромко приказывает Гурьев. Сапёры передают его команду. Он сам прикреп­ляет лестницу, надёжно захлестнув её верёвкой.
- Заряд! – подаёт голос старший лейтенант. Запальный снаряд ему опускают на верёвке. За­ряд и зажигательная трубка – в руках Гурьева. Ко­мандир сапёров  закрепляет взрыв­чатое устройство. Вражеские пули впиваются ря­дом.
Для тех немногих, кто знал, что Гурьев с группой ушёл к мосту, время, исчислявшееся ми­нутами, казалось вечностью. Томительное ожида­ние нарушил взрыв громовой силы, толчок кото­рого почувствовали солдаты в землянках, находившиеся в сотнях метрах от моста.
С рассветом 28 декабря в наступление пош­ли наши танки. На броне одного из них находился Гурьев. Сапёры были помощниками танкистов: проделывали проходы в минных полях, наводили переправы... В этом бою гвардии старший лейте­нант был тяжело ранен. Пуля пробила партбилет №0348476 и сердце коммуниста.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Гурьеву Павлу Дмитриевичу за герой­ский подвиг, проявленный при выполнении зада­ний командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, присвоено звание Героя Советского Союза.
Похоронен на месте гибели, недалеко от деревни Палд.


Василий Степанович Тафинцев родился в 1922 году в деревне Тафинцево Туголуковского района Тамбовской области. В феврале 1942 года призван в армию. Был командиром отделения разведки 750-го отдельного Гвардейского самоходно-артиллерийского дивизиона 69-й Гвардейской стрелковой дивизии.
Сражался под Сталинградом, на 2-м и 3-м Украинских фронтах. Член КПСС с 1943 года.
Награжден орденами Славы III, II и I степеней, медалью «За отвагу» и другими медалями.
После окончания войны работал газовщиком на Алапаевском металлургическом комбинате. Умер в 1967 году, похоронен в городе Алапаевске.

Венгерский городок Эньинг – как на ладони.
Даже без бинокля видны его улицы и переулки.
Ночью самоходно-артиллерийский дивизи­он появился под стенами города. Взять Эньинг с ходу не удалось – массированный огонь артилле­рии противника вынудил самоходчиков уйти в ук­рытие.
Командир дивизиона гвардии майор Власов вызвал на командный пункт командира отделения разведки гвардии старшего сержанта Тафинцева.
Не спускать глаз с противника, - сказал офицер. – Каждую цель – на учёт, появление хоть одного солдата противника – на заметку. Помни, Василий, - боеприпасов у нас маловато, а тылы отстали.
Стоял декабрь 1944 года. Советские войска вели бои в Восточной Пруссии, на территории Польши, Чехословакии, Венгрии. Всё туже и туже затягивалась петля на шее фашистского зверя. Взятие этого небольшого городка, что виднеется впереди, - чувствительный удар по врагу.
Гвардии старший сержант Тафинцев - весь внимание. Оптические стекла бинокля приближа­ют город, насыпь асфальтированного шоссе, де­ревья и кусты.
Высота «142,0», - говорит Тафинцев свое­му напарнику, - правее отдельно стоящего дере­ва замаскированы бронетранспортеры.
Напарник отмечает на карте замеченную цель.
На одной из улиц города началось движение бронетранспортеров. Тафинцев насчитал их че­тыре:
Около двух взводов пехоты направились в сторону высоты «142,0».
«Вероятно, накапливаются для контратаки», - предполагает Тафинцев и сообщает свои сооб­ражения командиру дивизиона.
Продолжайте наблюдать, - говорит по те­лефону гвардии майор Власов.
Над головами разведчиков прошумело нес­колько вражеских снарядов. Они упали позади наблюдательного пункта.
Противник ведёт пристрелку, - докладыва­ет Тафинцев командиру дивизиона.
Подразделения стрелковой дивизии ведут бой за город. Противник огрызается, но уходит в сторону высоты. Самоходки дивизиона поддер­живают продвижение стрелков.
С высоты продолжается обстрел позиций самоходчиков. Тафинцев видит, как из-за обрат­ных скатов выкатываются танки и транспортеры. «Да, предположение моё оправдалось – гитлеров­цы накапливались для контратаки», - докладывает разведчик командиру дивизиона. Гвардии майор приказывает самоходчикам перенести огонь на отметку «142.0». И вот уже на высоте рвутся сна­ряды и мины. Они рвут в клочья бронетранспорте­ры, поджигают танки. Несколько минут высота не видна, она вся в дыму и пламени.
Город Эньинг был взят через два часа.
После боя гвардии майор Власов похвалил старшего сержанта Тафинцева: он обнаружил 30 целей, из которых 25 были уничтожены и подавле­ны огнем самоходок.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1945 года гвардии старший сержант В.С.Тафинцев награжден орденом Славы первой степени.

Батаков Филипп Максимович
(27 ноября 1910 г. - 2 апреля 1962 г.)
Филипп Максимович Батаков родился 27 ноября 1910 года в с. Монастырское. За­кончил 2 класса начальной школы и работал бригадиром на Синячихинской МТС. На фронт призван в июле 1941г.
В боях с немецко-фашистскими захватчика­ми участвовал в составе 623-го артиллерийского полка 183-ей стрелковой дивизии. Воевал на Ка­лининском, Воронежском и Степном фронтах. Принимал участие в боях на Курской дуге, в Карпатах.
Он был наводчиком орудия, главным лицом в расчёте. Свой первый орден Славы III степени получил за Курскую битву. В разгар сражения вой­ска Воронежского фронта, в составе которого во­евал младший сержант Батаков, перешли к прес­ледованию противника. 3 августа при освобожде­нии Белгорода его расчёт отбил пятнадцать тан­ковых атак. Когда бой утих, у самой позиции ору­дия Филиппа осталось четыре искореженных «тигра».
Орден Славы II степени ему вручил сам ко­мандующий Первым Украинским фронтом И.С.Конев, в сентябре 1944 года, за участие в раз­громе немецкой группировки армий «Северная Украина» и освобождение Львова. Пушка наводчика Батакова била без промаха, были подожже­ны танк и две автомашины с живой силой фашис­тов, уничтожена огневая точка.
А потом ожесточенные уличные бои в Бер­лине, стремительный марш в Чехословакию через Рудные горы, освобождение братской Моравии.
Три подбитых танка и бронетранспортёр, уничто­жены десятки вражеских солдат. Орден Славы I степени увенчал эти подвиги славного наводчика. Впрочем, войну он закончил уже командиром ору­дия в звании сержанта.
После демобилизации жил в с. Останино, работал в колхозе «Путиловский» бригадиром транспортно-полеводческой бригады, потом – плотником.
Умер 2 апреля 1962 года.

Наш земляк
Иван Михайлович Юрасов был участником юбилейного Победного парада в Москве в 1905 году.
Иван Михайлович родился в Мугае в 1923 году. Мы гордимся своим земляком, он прошёл славный боевой путь, который был удостоен вы­сокой награды. Иван Михайлович Юрасов – пол­ный кавалер орденов Славы.
Когда началась война, Иван работал на шах­те в Левихе. 17 июля 1943 года ушел на фронт и был определен в 135-ю дивизию 791-го стрелко­вого полка. Прошел подготовку и через три меся­ца стал пулеметчиком. Стрелковый полк, продви­нувшись к Орловско-Курской дуге, вступил в тя­желые бои. И в первом же бою Юрасов был тяже­ло ранен.
После госпиталя 27 октября 1943 года Иван был зачислен курсантом в разведроту, которая была направлена в Отдельную Приморскую ар­мию в Крыму. Юрасова назначили старшим груп­пы поиска, состоящей из 16 человек. Главная за­дача разведчиков – захват «языка». Это было труд­ное и ответственное дело, требующее смекалки и храбрости. Именно этими качествами и обладал Иван Михайлович. За Крым он заслуженно полу­чил орден Славы III степени.
Орден Славы II степени увенчал его заслуги на 1-м Белорусском фронте, а орден Славы I сте­пени – за форсирование Одера.
 На Одере  завершился его боевой путь тяжелым ранением.
Сейчас он – тагильчанин. Отзывчивый, доб­родушный и трудолюбивый, наш герой отличает­ся скромностью, не любит говорить о войне и о своих подвигах, но в памяти они останутся нав­сегда.
(Из архива историко-краеведческого музея села Мугай). 
Надежда БАКАСТОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий