Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

четверг, 24 января 2019 г.

140-летие со дня рождения П.П. Бажова



140 лет назад родился Павел Петрович Бажов, русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер

СВЕРКАЮЩИЙ САМОЦВЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО УРАЛА

«Работа — она штука долговекая. 
Человек умрет, а дело его останется».
П. Бажов
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в Сысерти — заводском поселке, входившем в Екатеринбургский уезд. Отец будущего писателя Петр Васильевич, рабочий пудлингово-сварочного цеха, считался специалистом своего дела. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.
Рос Павел смышленым, любознательным мальчиком. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Бажов рос среди горнорабочих. Некоторые из них были не только мастерами своего дела, но и хорошими рассказчиками. От них местные ребята узнавали о легендах, в которых существовали сказочными существа, люди, колоритная уральская природа также была одним из персонажей. Особенно маленькому Павлу запомнились рассказы старого горняка Василия Алексеевича Хмелинина, на тот момент работавшего сторожем заводских складов. У его сторожки постоянно собиралась местная детвора. Так летними вечерами западали в юную память бесценные зерна, которые четыре десятилетия спустя взойдут замечатель­ными бажовскими сказами.
Зем­скую школу в Сысерти он окончил одним из лучших учеников. Родителям очень хотелось, чтобы сын учился дальше. Хотя был Павел единственным ребенком, жи­ла семья трудно. Матери Августе Стефановне приходилось кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничать «на заказ­чика». В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище. О том, что определило выбор учебного заведения, писатель вспоминал впоследствии в своей автобиографии: «Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одеж­ды и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

В 1893 году Павел Бажов окончил училище и поступил в Пермскую духовную семинарию. Режим в се­минарии был строгим, учащимся не разрешалось даже читать книги без визы начальства. Но, несмотря на запреты, юный Ба­жов читает очень много, знакомится с революционными идеями.  Окончил  он семинарию по первому разряду и при желании мог поехать учиться в духовную академию, где ему обещали хорошую стипендию. Однако у юноши были другие планы. Он мечтал поступить в университет, но для этого надо было отрабо­тать три года учителем.
И Бажов приезжает в глухую уральскую дерев­ню Шайдуриху около Невьянска. Молодой учитель хотел обучать детей грамоте, но инспектор народных училищ потребовал, что­бы он еще преподавал и закон божий. Павел Петрович наотрез отказался и уехал в Екатеринбург. Там он устроился преподава­телем русского языка в духовное училище. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией и журналистикой. В училище он встретил Ва­лентину Иваницкую. В 1911 году они поженились. Почти сорок лет рука об руку шли по жизни Павел Петрович и Валентина Александровна. Их связывало не только большое чувство, но и общность устремлений, нравственных принципов. Это оказался брак на всю жизнь, возлюбленные воспитали четверых детей.
Началась первая мировая война. Незадолго перед этим в воз­расте пятидесяти лет умерла мать Павла Петровича. Бажовы решили переехать в Камышлов, поближе к родным Валентины Александровны. В Камышлове учитель Бажов сближается с группой револю­ционно настроенных рабочих железнодорожного депо и обувной фабрики. После свержения самодержавия он без колебаний встает в ряды тех, кто отстаивает интересы трудящихся. Вскоре Бажов избирается председателем исполкома Камышловского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в фев­рале 1918 года назначается уездным комиссаром просвещения. Во время гражданской войны в Камышлове спешно форми­ровались красноармейские части. В эти дни Бажов добровольцем вступил в Красную Армию, стал редактором дивизионной газеты. В разгар кровопролитных боев в сентябре 1918 года он был принят в ряды РКП(б) и с тех пор навсегда связал свою жизнь с большевистской партией.
В октябре 1923 года Бажов, приглашенный работать в создан­ную незадолго перед этим областную «Крестьянскую газету», переезжает в Екатеринбург. В газете он стал заведовать отделом крестьянских писем. Поток этих писем не только красноречиво свидетельствовал о пробуждении деревни к новой жизни, но и давал необычайно богатый языковой материал. Бажов много ездит по районам области, встречается с людьми, изучает дейст­вительность, молодую советскую новь во всех ее проявлениях. Его очерки, статьи, корреспонденции, фельетоны той поры инте­ресно читать и сегодня: в них оживает многоликая жизнь ураль­ских заводов и деревень первых лет Октября. Газета стала для Бажова большой школой. Именно с этого времени начинается его активная литературная деятельность.
В 1924 году в Свердловске выходит первая книга Павла Петровича «Ураль­ские были», в которой писатель рассказал о жизни дореволюци­онной Сысерти, ее рабочего люда.  За ней последовали книги «За Советскую правду», «К расчету!» —о забастовке сысертских рабочих в 1905 году и «Пять ступеней коллективизации». 
В 1936 году Свердловское книжное издательство задумало издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Жена писателя Валентина Александровна вспоминала: «Вернувшись домой, он извлек картотеку, пересмотрел все свои записи более ранних годов... Именно создание сборника «Уральского фоль­клора» натолкнуло Павла Петровича на мысль серьезно занять­ся воспроизведением того, что накопилось, что помнилось, о чем давно мечталось написать». Так появились сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хо­зяйка», «Про великого Полоза», «Приказчиковы подошвы». Успех первых публикаций и положительные отзывы крити­ков побудили писателя продолжить работу над сказами. Особен­но плодотворным было начало 1938 года. В марте, за один месяц, Бажов написал четыре сказа — «Две ящерки», «Тяжелая витуш­ка», «Горный мастер», «Кошачьи уши».
В Свердловском книжном издательстве сказы Бажова решили издать отдельной книгой. Сборник Павел Петрович назвал «Ма­лахитовая шкатулка» — по одному из самых любимых своих сказов. Название оказалось удачным: оно позволяло пополнять последующие издания книги все новыми сказами. В марте 1939 года Павел Петрович Бажов был принят в чле­ны Союза писателей СССР.
Он много ездит по Уралу, собирает материалы для новых сказов. Большим твор­ческим успехом писателя явилось создание в 1942—1945 годах цикла сказов о Ленине, а также сказов, воспевающих одухотво­ренный труд рабочего человека. Пожалуй, одной из самых ярких удач Бажова стал сказ «Живинка в деле» — 21 ноября 1943 года он был одновременно напечатан в газетах «Правда» и «Труд». Партия и правительство высоко оценили писательский труд Бажова. В марте 1943 года создателю «Малахитовой шкатулки» была присуждена Государственная премия. А в феврале 1944 года Павел Петрович был награжден орденом Ленина.
Высоко оценивая произведения Бажова, известный советский поэт Демьян Бедный писал: «Богатство содержания сказов, мно­гообразие и красота образов — поразительны. Сколько тут вели­колепной добычи для мастеров резца и кисти, для драмы, оперы и балета, а про кино и говорить не осталось!»
Умер Павел Петрович Бажов в Москве 3 декабря 1950 года. Похоронен в Екатеринбурге, на центральной аллее Ивановского кладбища.
                                                                                Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий