105 лет со дня рождения фронтового художника
Валентина Валентиновича Зимина.
ОПАЛЁННЫЕ
ГОДЫ
"Я должен был увидеть войну - я её увидел.
Теперь я должен её изобразить",
- было написано в его дневнике.
Многие художники не вернулись с
полей Великой Отечественной войны. Имена некоторых из них, ушедших из жизни
молодыми, до сих пор неизвестны широкому зрителю, их творчество не изучено в
должной мере. Выставка работ Валентина Зимина знакомит зрителя с наследием ещё
одного художника-воина, не успевшего осуществить все свои творческие планы.
Валентин
Валентинович Зимин родился в 1912 году в селе Невьянском
Алапаевского района Свердловской области. С ранних лет Валентин полюбил
рисование. Он нашел настоящего, понимающего друга в школьном учителе Владимире Ивановиче
Шишове, горячо увлекавшемся искусством и передавшем эту страсть ученику.
В 1929 году, окончив школу,
Валентин стал рабочим Алапаевского металлургического комбината. Здесь его
приняли в комсомол, отсюда в 1930 году проводили в
Ленинград, в художественный институт. Первая попытка поступления не удалась: не
хватило знаний, умения. Юноша поступил на вечерние курсы при Академии
художеств, а днём работал маляром.
В 1930 году умер отец, Валентин остался
в семье за старшего. Нужно было помочь встать на ноги двум младшим братьям. Он
уехал в Москву на строительство первой очереди Метростроя, работал на будущей
станции "Охотный ряд”. Только в 1935 году, теперь уже с рекомендациями парткома и
комитета комсомола Метростроя, В.В. Зимин, вновь вернувшись в Ленинград,
поступил на живописный факультет Академии художеств (в мастерскую профессора
Н.Ф Петрова). Николай Филиппович Петров оказал на него большое влияние как
художник и человек. Смерть его в Ленинграде во время блокады в 1941 году была
большой утратой для Валентина.
Много и упорно
работал Зимин в музеях, учась у великих мастеров прошлого, постепенно осваивая
законы живописи. Он понимал, что нельзя овладеть живописным искусством, не
изучая досконально рисунок. Осваивая технику живого рисунка с натуры, юноша постепенно формировался как художник,
способный мыслить графическими образами. Об этом свидетельствуют его ученические
работы и графические миниатюры,
воссоздающие облик довоенного Ленинграда. Но художника неудержимо влекло к цвету. Почти
все студенческие работы В. Зимина написаны маслом. Лирические пейзажи отличаются
простотой, безыскусностью, чистотой и
спокойствием. Этюды небольших уральских городов - Алапаевска, Камышлова, Лысьвы
интересны и по композиции, и по настроению.
Шаг за шагом В. Зимин
шел к работе над большой картиной,
мечтая запечатлеть в ней облик родного Урала.
Осуществить замысел не удалось. Трудно сказать каким живописцем стал бы В. Зимин
- война ворвалась в его жизнь, когда он работал над дипломной картиной "Орджоникидзе
на Урале”.
Один из самых
одарённых студентов-дипломников, именной стипендиат Валентин Зимин по
партийно-комсомольскому призыву ушел в сентябре 1941 года добровольцем на
фронт. «Ненавижу войну и иду в самое её пекло», - написал он брату.
На войне
художник никогда не расставался с карандашом и бумагой.
Валентин Зимин
начал войну командиром саперного взвода
в Ораниенбауме (г. Ломоносов). В течение двух лет, до самой своей гибели, он
воевал на Ленинградском, Волховском, Юго-Западном и других фронтах, был сапером
и интендантом, комендантом эвакопункта и работником клуба корпуса. Делал всё,
что полагалось солдату: строил под непрерывным огнём траншеи, дзоты, ходил в
атаки, эвакуировал раненых. А кроме того, оформлял газеты, выставки военных
трофеев, торжественные вечера. В редкие свободные минуты, отказывая себе в
отдыхе, рисовал. Рисовал очень много и очень быстро, работал столько, сколько
хватало сил, стараясь искренне и просто рассказать о героизме советского
народа.
В 1942 году В. Зимин стал
коммунистом. В 1943 году был награжден медалью "За
боевые заслуги".
Фронтовые рисунки Валентина
Зимина запечатлели людей, окружавших его тогда, отразили боевую историю
воинских частей, где он служил. "В дивизии к моему рапорту о создании
альбома о героях отнеслись хорошо. Начинает осуществляться моя мечта - мое
рисование несмотря ни на что получает права гражданства! Очень хорошо. Значит,
действую правильно - и так буду поступать дальше".
Сила фронтовых рисунков В. Зимина
- в жизненной достоверности, ясности мысли, простоте художественного языка,
наблюдательности. Пожелтевшие, ставшие хрупкими от времени листки фронтовых
альбомов отразили весь тот путь, который прошел советский солдат, освобождая
родную землю от фашистских захватчиков. Его зарисовки, полные непосредственного
чувства, через многие годы донесли до нас дыхание нелегких фронтовых будней.
Очень велико количество этих
разносюжетных рисунков. Их объединяет стремление художника выбрать из обилия
фронтовых впечатлений главное, характерное, наиболее важное. Среди работ нет
больших композиций, но все они являются фрагментами эпического цикла,
посвященного войне.
Валентин Зимин
так и не написал свою главную картину, он только готовился к ней: "Работать
над картиной. Я так адски уверен! Но почем я знаю, что моя картина будет самой
нужной, самой популярной по окончании войны?.. Ради писания картины я готов на
все лишения – и это не слова. В Академии я учился технике. Теперь я научился
думать. Я стал художником?» (Из дневника).
Валентин Зимин
стал художником, пройдя школу трудовой и военной жизни. О состоянии творческой
и душевной зрелости говорят следующие записи В. Зимина: "Для меня искусство-всё...
Не знаю, понял искусство или нет, но научился ждать, достигать и - драться,
упорствовать. И кажется, перед смертью-расстрелом - я попрошу карандаш и бумагу,
чтобы нарисовать последний раз".
Валентин Валентинович Зимин погиб
смертью храбрых в октябре 1943 года в боях под Харьковом.
Л. ЗИМИНА
Пономарёва А.Ф. 1943 |
Военфельдшер Зина 1942 |
Художник в совершенстве освоил технику
живого рисунка с натуры. В годы войны в редкие свободные минуты рисовал
портреты людей, окружавших его.
Сила фронтовых
рисунков Зимина - жизненная достоверность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий