К юбилею
Уральской лаковой живописи по металлу
ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС
По
ремеслу и промысел.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjqYEeY82emcyQkMTnLwG-h0w5ZQ7S-2jgbkY8px_-9W8JclRjWjsGAgh-zU9V3rsMonOerx0BwJIo5tF0hIaMmB_7IKOnXsZ9GrkByTDJccRNnDVKFG8PdIFWlP4vds-GxXI8x_SqYmg/s320/%25D0%2597%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F+%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0%252C+I+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB.+XIX+%25D0%25B2..jpg) |
Золотная техника, I пол. XIX в. |
У
ремесла не без промысла.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhDp7LbpbGb48gTtnbp8ZiW6YSNRboD1PJiXiuGzTkioV1LESM8TSJvxBJssdCk3zkFlQUeOImhU2sP450hQePpyY89b5hLK_VlQblXatNS3TLpj9HE2E00guB8ZmrYmbrYI2tbgb-pKA/s320/%25D0%2590%25D0%25B2%25D1%2582.+%25D0%25A1.+%25D0%25B8+%25D0%2592.+%25D0%2594%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258B+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB.+XIX+%25D0%25B2..jpg) |
Авт. С. и В. Дубасниковы пол. XIX в. |
270 лет назад, в 1746 году, в реестре
имущества Онежского монастыря впервые упоминается о железных лакированных
изделиях демидовских заводов. Стремясь к совершенствованию технологии обработки
железа, Никита Демидов, закупал новейшее оборудование, в том числе партию
плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Качество
и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, и уральские
мастера искали различные области его применения. В те времена появилась мода на "чаевничание". Она и
подтолкнула кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов.
Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к
мысли о живописном украшательстве изделий, и подносы стали расписывать
«назидательными картинами» и цветочными узорами.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg3dvLD7DC8YRJbM77Yz-Rj0T5I_j4YfI6RSspt4TSuQNCMlB6Xm1e_GFAeUHEZlP0Gkh76Pa0_C8YQ6OVylAtlxafjBI-u2IG5g8x_SVcq39-UOLK05qjXkCWn8AHZXPIgwUFYJZO9eQ/s320/%25D0%25A7%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%258B+%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5%252C+%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%258C+%25D0%25A1.%25D0%2592.+%25D0%2594%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2.png) |
Часы астрономические, роспись С.В. Дубасников |
Нижний
Тагил был богат мастерами росписи по металлу. Большой известностью пользовались
мастерские Дубасниковых, Перезоловых,
Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Он
со своими сыновьями Вавилой и Федором умел «работать красками, серебром и
золотом и металлическими песками на меди, железе, бумаге и дереве… и все
таковые вещи разными лаками покрывать, составлять краски и лаки самые прочные и
разного цвета». В историю Худояровы вошли как первоклассные лакировщики,
благодаря изобретению удивительного лака, чаще всего называемого худояровским.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjtx7rJJXYDqD2Vn1NlQQ1HbLtaaO0SFdPOVEARzQAlO_UVbi984QA3BVnhol6cRiW_-BF4NKKPSbQp2tOszW1fsHV6BXgN5c49dR25bVvxgQumm28PfagCfWSaPbBVMYzPafDGlr5kPg/s320/%25D0%25A1%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BA-+%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25BA%25D0%25B0%252C+%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%2582.+%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%258C%25D1%258F+%25D0%25A4.%25D0%2590.+%25D0%25B8+%25D0%2592.%25D0%2590.+%25D0%25A5%25D1%2583%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%258F%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258B.png) |
Столик- шкатулка, авт. братья Ф.А. и В.А. Худояровы |
Их дело продолжали сыновья Федора – Исаак, Павел
и Степан. Они владели техникой
цыровки по разным фонам. Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся
в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота
густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой
осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.
Созданные таким способом подносы отличались изяществом и изысканностью.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgjknrJ2ZsfvCf_ZzMOvkgY43zySPjWTDU6pTMCL9gu47E-Jw9kuMPi-NOAaIi_pQ6hteG7vLDzKE-xo6MMDgl2T8eFaUjk68bF5VnI75EQszBKjm3dsYkwRHm0xEeZ31ZLZpj_2ETy8g/s320/%25D0%259C.%25D0%25A4.+%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B2%252C+19-%25D0%25B9+%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BA.jpg) |
М.Ф. Обухов, 19-й век |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjQp2Dt2afcBXsDOOIWwN_BqyKRvbEmdAsY1UajgKnFwWD4ArsSFhyphenhyphen9xCMJDtxCSB5VasblKre_0xuFB2sUPbcbveqEJZmrb4pshXmAUzczJAqz6TCxZ_7uBGHbSmM1XOLxKCanPQ43Aw/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B4+%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BF%25D1%2583%252C+1+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB.+XIX+%25D0%25B2..jpg) |
Подставка под лампу, I пол. XIX в. |
1830-1840-е годы – период
наибольшего подъема искусства нижнетагильских живописцев. Ассортимент
лакированных изделий был весьма разнообразен. Это - подносы, масленки,
сухарницы, столики и шкатулки. Формы подносов использовались разные, в том
числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных
бортов изделия. В этот
период появилась мода на подносы-картины.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjqoOxdqhJI27yF02mIg6sgIqZaPSSWTiQsJD-RwrNqSoniGA0pC2bdAQ_gubkTqiNz_E8fsTaI3Ma0CEFNCu69NRHzrrHl6KFlQOnqzYGx1c4sEYM7dfz1hLPSrdhYmLpJHVn0i2pMvg/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581+%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F+%25D1%2581%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0+1870+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Поднос Галантная сцена, 1870 год |
Большую роль в процветании промысла
играла созданная Демидовыми при Нижнетагильском заводе художественная школа. Для
преподавания приглашали художников, окончивших Петербургскую Академию художеств
и даже отправляли мастеров на учёбу в Италию.
В 19-м столетии доминирующей композицией
стала цветочная тема, главным мотивом в которой был фантазийный сказочный
розан. Для композиционного решения было типичным расположение цветов в центре
изделия таким образом, чтобы букет смотрелся с любой точки зрения.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjwl55ZzIle3dgpb9lwAT32jyu8b-K6f4SMdytEnldGLva6PYyfRTyv90j00aG9y8_vmXwmETTvAx7ZYmtNFhyphenhyphen0P757e1M_X1U6SHEgm1qomEI8yPW-KzTJc8c6Wg_txJ8u92dhSFXr9g/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%252C+%25D0%25A2.%25D0%2592.+%25D0%25AE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%252C+1994+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Поднос, Т. В. Юдина |
Живописное
изображение дополнялось выполненными по трафаретам оригинальными бордюрами и
изящной каймой. Характерной особенностью тагильского подноса являлся цветной
фон, на котором и расцветали сказочные букеты. Кроме того, оригинальной находкой
тагильских художников было разделение всего поля подноса на секторы при помощи
золотного орнамента или трафарета.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj43Y9MM6Iipocg8XEG-Or6Yugu8VjRt0qkoMRrqj7_MsCew2Fr2mMrip6SLb0P3uedT0fne1Ri6uur2jfCzGzOAQSanqFtbqZqjAdcLmyZwXN5YoydIdBVsAuK9wmhREv-DKXHoBwzfA/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581+%25D0%25A0%25D0%25B0%25D0%25B4%25D1%2583%25D0%25B6%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9.jpg) |
Поднос Радужный |
В таких секторах мог быть
самостоятельный фон, на котором располагались различные цветочные композиции.
Изделие покрывалось лаком, который назывался "тагильским" или
"хрустальным", и превосходил по прочности и прозрачности все
известные тогда лаки.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhw4v3Dd-h9LTrL1xHQst858Z4UQMTm4LB-sb4CIG28MvBkVXvNj6jClgaJJkY9Sjftbs1lnU90wOJ8KeirARlv2uk6jXJPkZPQtTTv3B9YZyUqhBJ2U4gQWtMSvElALwBh7clUObG5_w/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%252C+%25D0%2592.%25D0%259F.+%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%252C+2009+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Поднос, В. П. Полева |
В этот период заводы стали испытывать
трудности с рабочей силой, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на
женщин. И роспись подносов становится исключительно женской прерогативой. В это время все большее распространение получает «маховое» письмо, при
котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный
венчик, стебли и листья. Также стала популярна технология деколи – нанесение
изображения на поверхность путем переноса краски со специальной бумажной основы
(переводная картинка). Подносы с деколью в этот период иногда ценились даже
выше, чем с оригинальной росписью.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjzpD2mFeZASfxWtqJZRCMcJ3icCNgBLo9VtqR5RVhSFb5SyWHtRdRJ_sno_w6-yAhyg4kPYp6oJYsJOShm5hPN45AyPWZEwjRM6TJZZSaju4xCZLM10F8tXM5krscAUXu6jhl5_PNlFg/s200/%25D0%2592%25D0%25B5%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25BE%252C+%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C+%25D0%259C%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%252C+1931+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Ведро, артель Металлист |
После революционных событий начала 20-го века,
жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты все приемы традиционного
цветочного письма. Замерла, но не остановилась, выпуском подносов с росписью стали
заниматься артели, такие как «Пролетарий», «Металлист» и «Красная заря».
В 1957 году
на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод «Эмальпосуда», который
впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEikPSTyMLHfwbBmDrazY8yCPQ03hDY4mVkrJF4Sh6Pt77JYuXjpdVg89k9epDgvef9CEcClMpfDw_kzTdSm0YEQ158-qBF3KAzCRVrELIAZF3B5YJn7Xlzv4R_eT3eSPq4uToZbp8bhwg/s320/%25D0%2597%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B4+%25D0%25AD%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25B4%25D0%25B0.png) |
Завод Эмальпосуда |
Тагильские
подносы тех лет имели большое разнообразие форм с преобладанием в их росписи
растительных мотивов. На круглых, овальных, прямоугольных подносах были
изображены плоды с листьями, травки и цветы. Это были условные плоскостные
изображения на темных и ярких фонах. Среди массовой продукции, количество
которой исчислялось тысячами, встречались и необычные вещи.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi9ManjnSlt_iVnvoqa1h9BPKXN_peW-MmyIKtDEwS11qht63FDXx02mgyUNX-FvXB5qSrAXSKymFdzdqd_QangoTmFdRWpCagqpvixV3qayIYaEXnVC6GLshW5NWlhdN3zUlKIfahHKg/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%252C+%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C+%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B9%252C+1920+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Поднос, артель Пролетарий |
Это
большие подносы, на которых изображены крупные деятели Коммунистической партии.
Например, поднос с изображением М.И. Калинина. Тагильские подносы
демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного
хозяйства.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiNKjMsCxLl2Pem22alkSm-XAkz8_CyPYXdTFrRS0_V4y3uyjMLdAOkMpwVv7J6rupD9AG8VqGldFineaNMHjpIxg9b38cF_V47fatmo1KzaTfIJmO940DFLJndd3_GUevbs0aDJjg7LQ/s320/%25D0%2590.%25D0%2592.+%25D0%2590%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%258C%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0.png) |
А.В. Афанасьева |
Сильный
толчок к возрождению тагильского промысла дало Постановление ЦК КПСС «О народных
художественных промыслах» в 1974 году, которое стимулировало их научное
изучение и развитие. Восстановление былой художественной традиции росписи
тагильских подносов невозможно представить без усилий в этом направлении одной
из старых мастериц, Агриппины Васильевны
Афанасьевой. Её работы представлялись на выставке в Москве ещё в 1937
году. Она стала первой тагильской художницей, получившей бронзовую медаль ВДНХ
за свои необычные композиции с многоцветными астрами на Всероссийской выставке
1977 года. Фактически Агриппина Васильевна стала наставницей всего молодого поколения
художниц 1970-1990-х годов.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjyslvD48pRPtbW6qvB2qF5_8rz01KPGU9wAgsgD1DG-lRJFRuDSamyFSPLlqWq3yMqmDybmsNu0yY7R9Dq7_1bjhwWvW7qrV0fP6QDGpdyVewzhLbGY-8ehKPZ03q3i7xWR9MsXPu7-g/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581+%25D1%2581+%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8%252C+%25D0%2590.%25D0%2592.+%25D0%2590%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%258C%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%252C+1976+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Поднос с розанами, А.В. Афанасьева, 1976 год |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhxRDYbe9Ck76SYuoHH5m3JYq0-ICqYdCzpKNbs3JainnjoicZCf8PS31BO3lsfyhF4P5PR49tBKSrJTqOmXRMc2dvN4InnqzLIIqJK7mX3aTDj7gKdTppf9oK1UdVBYP8YeXZrvt8AwA/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B4+%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2580%252C+%25D0%2590.%25D0%2592.%25D0%2590%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%258C%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%252C+1985+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Поднос под самовар, А.В.Афанасьева, 1985 год |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgeDj2NePkb6yP7O-ea-uHpPS60GGGDwhr61x-ugBvmz09lcmyjnTnEs9ucgIhkkGlAb5SYs4fdHkVrpoJFfNLOHDxogJCipgicOveSC-OJVg-9bou6YH-1QeW-pTqkoQD4hyphenhyphen7o-te4Jw/s1600/%25D0%259C%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25B5%25D0%25B9+%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B8+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE+%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BC%25D1%258B%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B0.jpg) |
Музей истории подносного промысла |
Важнейшей
частью процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея истории
подносного промысла. Музей расположился в доме, в котором когда-то жили
известные художники Худояровы. В музее представлены имена известных мастеров и
изделия «лакирных» мастерских 18-20 веков. Музей располагает самой крупной
коллекцией работ А.В. Афанасьевой. Собрание музея-заповедника систематически
пополняется произведениями мастеров лаковой живописи. Большую роль в этом
играет ежегодный городской конкурс-выставка по декоративно-прикладному
искусству "Мастер года", в результате которого лучшие работы
авторов-победителей поступают в его коллекцию.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgPNaJvPGy_9JG2jow34Pmr54Fkc0dbilBu1CXTIoNqnz5iZCHOQYdnR0vvTxpMmZJih4A5zqjPvMP-gWHAxzVMGd8yFCgL_cRRrORsFlZJFNVfosy2ci2Ii4GgdfKOsXjUJ6YneQK4HA/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581-%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE+%25D0%259D%25D0%25B8%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B9+%25D0%25A2%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25B8%25D0%25BB.jpg) |
Поднос-панно Нижний Тагил |
В 2014 году поднос-панно «Нижний Тагил»,
выполненный художниками Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна
попал в книгу рекордов России. Длина
панно – 203,5 сантиметров, высота – 146 сантиметров, а толщина – 11
сантиметров. Поднос весит около 70 килограммов. Расписной гигант выполнен в рамках проекта
«Возрождение тагильского лакового подноса». На нём изображена реконструкция
панорамы площади перед зданием главного заводоуправления Демидовых в Нижнем
Тагиле.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhdPEYYqOEvFFx97S1r5cbhgresv47KQQw6y-4TalPixn6X-AWNCvJ-3d-RDc5J09xQ2o-4Aj3OQNj58dSRCZ-95ifP4ZWlBQUPx83bDOGo2tfNJ66AApf3KSMctESq-F2etUOTTdxViw/s320/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581+.+%25D0%259F%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0++%25D0%2598.%25D0%2592.+2013+%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4.jpg) |
Поднос. Пальцева И.В. 2013 год |
Однако из-за социально-экономического
кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых,
высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла.
Несмотря на все трудности тагильский поднос продолжает жить. Многие художники
подносного промысла на сегодняшний день являются признанными мастерами своего
дела.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий