К юбилею
Уральской лаковой живописи по металлу
ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС
По
ремеслу и промысел.
|
Золотная техника, I пол. XIX в. |
У
ремесла не без промысла.
|
Авт. С. и В. Дубасниковы пол. XIX в. |
270 лет назад, в 1746 году, в реестре
имущества Онежского монастыря впервые упоминается о железных лакированных
изделиях демидовских заводов. Стремясь к совершенствованию технологии обработки
железа, Никита Демидов, закупал новейшее оборудование, в том числе партию
плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Качество
и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, и уральские
мастера искали различные области его применения. В те времена появилась мода на "чаевничание". Она и
подтолкнула кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов.
Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к
мысли о живописном украшательстве изделий, и подносы стали расписывать
«назидательными картинами» и цветочными узорами.
|
Часы астрономические, роспись С.В. Дубасников |
Нижний
Тагил был богат мастерами росписи по металлу. Большой известностью пользовались
мастерские Дубасниковых, Перезоловых,
Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Он
со своими сыновьями Вавилой и Федором умел «работать красками, серебром и
золотом и металлическими песками на меди, железе, бумаге и дереве… и все
таковые вещи разными лаками покрывать, составлять краски и лаки самые прочные и
разного цвета». В историю Худояровы вошли как первоклассные лакировщики,
благодаря изобретению удивительного лака, чаще всего называемого худояровским.
|
Столик- шкатулка, авт. братья Ф.А. и В.А. Худояровы |
Их дело продолжали сыновья Федора – Исаак, Павел
и Степан. Они владели техникой
цыровки по разным фонам. Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся
в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота
густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой
осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.
Созданные таким способом подносы отличались изяществом и изысканностью.
|
М.Ф. Обухов, 19-й век |
|
Подставка под лампу, I пол. XIX в. |
1830-1840-е годы – период
наибольшего подъема искусства нижнетагильских живописцев. Ассортимент
лакированных изделий был весьма разнообразен. Это - подносы, масленки,
сухарницы, столики и шкатулки. Формы подносов использовались разные, в том
числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных
бортов изделия. В этот
период появилась мода на подносы-картины.
|
Поднос Галантная сцена, 1870 год |
Большую роль в процветании промысла
играла созданная Демидовыми при Нижнетагильском заводе художественная школа. Для
преподавания приглашали художников, окончивших Петербургскую Академию художеств
и даже отправляли мастеров на учёбу в Италию.
В 19-м столетии доминирующей композицией
стала цветочная тема, главным мотивом в которой был фантазийный сказочный
розан. Для композиционного решения было типичным расположение цветов в центре
изделия таким образом, чтобы букет смотрелся с любой точки зрения.
|
Поднос, Т. В. Юдина |
Живописное
изображение дополнялось выполненными по трафаретам оригинальными бордюрами и
изящной каймой. Характерной особенностью тагильского подноса являлся цветной
фон, на котором и расцветали сказочные букеты. Кроме того, оригинальной находкой
тагильских художников было разделение всего поля подноса на секторы при помощи
золотного орнамента или трафарета.
|
Поднос Радужный |
В таких секторах мог быть
самостоятельный фон, на котором располагались различные цветочные композиции.
Изделие покрывалось лаком, который назывался "тагильским" или
"хрустальным", и превосходил по прочности и прозрачности все
известные тогда лаки.
|
Поднос, В. П. Полева |
В этот период заводы стали испытывать
трудности с рабочей силой, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на
женщин. И роспись подносов становится исключительно женской прерогативой. В это время все большее распространение получает «маховое» письмо, при
котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный
венчик, стебли и листья. Также стала популярна технология деколи – нанесение
изображения на поверхность путем переноса краски со специальной бумажной основы
(переводная картинка). Подносы с деколью в этот период иногда ценились даже
выше, чем с оригинальной росписью.
|
Ведро, артель Металлист |
После революционных событий начала 20-го века,
жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты все приемы традиционного
цветочного письма. Замерла, но не остановилась, выпуском подносов с росписью стали
заниматься артели, такие как «Пролетарий», «Металлист» и «Красная заря».
В 1957 году
на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод «Эмальпосуда», который
впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса.
|
Завод Эмальпосуда |
Тагильские
подносы тех лет имели большое разнообразие форм с преобладанием в их росписи
растительных мотивов. На круглых, овальных, прямоугольных подносах были
изображены плоды с листьями, травки и цветы. Это были условные плоскостные
изображения на темных и ярких фонах. Среди массовой продукции, количество
которой исчислялось тысячами, встречались и необычные вещи.
|
Поднос, артель Пролетарий |
Это
большие подносы, на которых изображены крупные деятели Коммунистической партии.
Например, поднос с изображением М.И. Калинина. Тагильские подносы
демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного
хозяйства.
|
А.В. Афанасьева |
Сильный
толчок к возрождению тагильского промысла дало Постановление ЦК КПСС «О народных
художественных промыслах» в 1974 году, которое стимулировало их научное
изучение и развитие. Восстановление былой художественной традиции росписи
тагильских подносов невозможно представить без усилий в этом направлении одной
из старых мастериц, Агриппины Васильевны
Афанасьевой. Её работы представлялись на выставке в Москве ещё в 1937
году. Она стала первой тагильской художницей, получившей бронзовую медаль ВДНХ
за свои необычные композиции с многоцветными астрами на Всероссийской выставке
1977 года. Фактически Агриппина Васильевна стала наставницей всего молодого поколения
художниц 1970-1990-х годов.
|
Поднос с розанами, А.В. Афанасьева, 1976 год |
|
Поднос под самовар, А.В.Афанасьева, 1985 год |
|
Музей истории подносного промысла |
Важнейшей
частью процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея истории
подносного промысла. Музей расположился в доме, в котором когда-то жили
известные художники Худояровы. В музее представлены имена известных мастеров и
изделия «лакирных» мастерских 18-20 веков. Музей располагает самой крупной
коллекцией работ А.В. Афанасьевой. Собрание музея-заповедника систематически
пополняется произведениями мастеров лаковой живописи. Большую роль в этом
играет ежегодный городской конкурс-выставка по декоративно-прикладному
искусству "Мастер года", в результате которого лучшие работы
авторов-победителей поступают в его коллекцию.
|
Поднос-панно Нижний Тагил |
В 2014 году поднос-панно «Нижний Тагил»,
выполненный художниками Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна
попал в книгу рекордов России. Длина
панно – 203,5 сантиметров, высота – 146 сантиметров, а толщина – 11
сантиметров. Поднос весит около 70 килограммов. Расписной гигант выполнен в рамках проекта
«Возрождение тагильского лакового подноса». На нём изображена реконструкция
панорамы площади перед зданием главного заводоуправления Демидовых в Нижнем
Тагиле.
|
Поднос. Пальцева И.В. 2013 год |
Однако из-за социально-экономического
кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых,
высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла.
Несмотря на все трудности тагильский поднос продолжает жить. Многие художники
подносного промысла на сегодняшний день являются признанными мастерами своего
дела.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий