Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

вторник, 5 апреля 2016 г.

К юбилею Уральской  лаковой живописи по металлу

ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС

                                               По ремеслу и промысел.
Золотная техника, I пол. XIX в.
   У ремесла не без промысла.

Авт. С. и В. Дубасниковы пол. XIX в.

 270 лет назад, в 1746 году, в реестре имущества Онежского монастыря впервые упоминается о железных лакированных изделиях демидовских заводов. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, закупал новейшее оборудование, в том числе партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, и уральские мастера искали различные области его применения.  В те времена появилась  мода на "чаевничание". Она и подтолкнула кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве изделий, и подносы стали расписывать «назидательными картинами» и цветочными узорами.
Часы астрономические, роспись С.В. Дубасников
  Нижний Тагил был богат мастерами росписи по металлу. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Он со своими сыновьями Вавилой и Федором умел «работать красками, серебром и золотом и металлическими песками на меди, железе, бумаге и дереве… и все таковые вещи разными лаками покрывать, составлять краски и лаки самые прочные и разного цвета». В историю Худояровы вошли как первоклассные лакировщики, благодаря изобретению удивительного лака, чаще всего называемого худояровским.
Столик- шкатулка,
 авт. братья Ф.А. и В.А. Худояровы

    Их дело продолжали сыновья Федора – Исаак, Павел и Степан. Они владели техникой цыровки по разным фонам. Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом подносы отличались изяществом и изысканностью.

М.Ф. Обухов, 19-й век
Подставка под лампу,
 I пол. XIX в.

1830-1840-е годы – период наибольшего подъема искусства нижнетагильских живописцев. Ассортимент лакированных изделий был весьма разнообразен. Это - подносы, масленки, сухарницы, столики и шкатулки. Формы подносов использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. В этот период появилась мода на подносы-картины. 
Поднос Галантная сцена, 1870 год
Большую роль в процветании промысла играла созданная Демидовыми при Нижнетагильском заводе художественная школа. Для преподавания приглашали художников, окончивших Петербургскую Академию художеств и даже отправляли мастеров на учёбу в Италию.     

   В 19-м столетии доминирующей композицией стала цветочная тема, главным мотивом в которой был фантазийный сказочный розан. Для композиционного решения было типичным расположение цветов в центре изделия таким образом, чтобы букет смотрелся с любой точки зрения.
Поднос, Т. В. Юдина
 Живописное изображение дополнялось выполненными по трафаретам оригинальными бордюрами и изящной каймой. Характерной особенностью тагильского подноса являлся цветной фон, на котором и расцветали сказочные букеты. Кроме того, оригинальной находкой тагильских художников было разделение всего поля подноса на секторы при помощи золотного орнамента или трафарета.
Поднос Радужный
В таких секторах мог быть самостоятельный фон, на котором располагались различные цветочные композиции. Изделие покрывалось лаком, который назывался "тагильским" или "хрустальным", и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки.
Поднос, В. П. Полева
  В этот период заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И роспись подносов  становится исключительно женской прерогативой. В это время все большее распространение получает «маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья. Также стала популярна технология деколи – нанесение изображения на поверхность путем переноса краски со специальной бумажной основы (переводная картинка). Подносы с деколью в этот период иногда ценились даже выше, чем с оригинальной росписью. 
    
Ведро,
 артель Металлист
После революционных событий начала 20-го века, жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты все приемы традиционного цветочного письма. Замерла, но не остановилась, выпуском подносов с росписью стали заниматься артели, такие как «Пролетарий», «Металлист» и «Красная заря». В 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод «Эмальпосуда», который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса.

Завод Эмальпосуда

Тагильские подносы тех лет имели большое разнообразие форм с преобладанием в их росписи растительных мотивов. На круглых, овальных, прямоугольных подносах были изображены плоды с листьями, травки и цветы. Это были условные плоскостные изображения на темных и ярких фонах. Среди массовой продукции, количество которой исчислялось тысячами, встречались и необычные вещи.
Поднос, артель Пролетарий


Это большие подносы, на которых изображены крупные деятели Коммунистической партии. Например, поднос с изображением М.И. Калинина. Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства. 
А.В. Афанасьева
Сильный толчок к возрождению тагильского промысла дало Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» в 1974 году, которое стимулировало их научное изучение и развитие. Восстановление былой художественной традиции росписи тагильских подносов невозможно представить без усилий в этом направлении одной из старых мастериц, Агриппины Васильевны Афанасьевой.  Её работы представлялись на выставке в Москве ещё в 1937 году. Она стала первой тагильской художницей, получившей бронзовую медаль ВДНХ за свои необычные композиции с многоцветными астрами на Всероссийской выставке 1977 года. Фактически Агриппина Васильевна стала наставницей всего молодого поколения художниц 1970-1990-х годов. 

Поднос с розанами, А.В. Афанасьева,
1976 год
Поднос под самовар, А.В.Афанасьева,
1985 год

   
Музей истории подносного промысла
Важнейшей частью процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея истории подносного промысла. Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. В музее представлены имена известных мастеров и изделия «лакирных» мастерских 18-20 веков. Музей располагает самой крупной коллекцией работ А.В. Афанасьевой. Собрание музея-заповедника систематически пополняется произведениями мастеров лаковой живописи. Большую роль в этом играет ежегодный городской конкурс-выставка по декоративно-прикладному искусству "Мастер года", в результате которого лучшие работы авторов-победителей поступают в его коллекцию.
    
Поднос-панно Нижний Тагил
  В 2014 году поднос-панно «Нижний Тагил», выполненный художниками Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна попал в книгу рекордов России. Длина панно – 203,5 сантиметров, высота – 146 сантиметров, а толщина – 11 сантиметров. Поднос весит около 70 килограммов. Расписной гигант выполнен в рамках проекта «Возрождение тагильского лакового подноса». На нём изображена реконструкция панорамы площади перед зданием главного заводоуправления Демидовых в Нижнем Тагиле.     

Поднос. Пальцева  И.В.
2013 год
      Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла. Несмотря на все трудности тагильский поднос продолжает жить. Многие художники подносного промысла на сегодняшний день являются признанными мастерами своего дела.

                                            Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий