Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

среда, 29 апреля 2015 г.

"Чайковский ближе, чем ты думаешь"

Балет  
«Лебединое озеро»
«Ведь балет та же симфония!» 
П. И. Чайковский
     Весной 1875 года Чайковский неожиданно получил за­каз от дирекции московского Большого театра написать музыку для балета «Озеро лебедей» (впоследствии балет будет называться «Лебединое озеро»). В середине XIX века к балетной музыке относились как к низшему виду музыкального творчества. Крупные композиторы не писали музыку специально для балетов, хотя с интересом работали над решением танцевальных сцен в операх. П. И. Чайковский, любя балет, считал, что балетная музыка должна быть только хорошей, что она должна помогать созданию танцевальных образов, углублять их. Поэтому он согласился на предложение дирекции императорских театров написать музыку для балета.
Композитор подошёл к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал... что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счёт и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Её начал осуществлять приглашённый в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер.
Предложенный Петру Ильичу сценарий балета В. Бегичева  и В. Гельцера  был основан на мотивах, встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращённых в лебедей. Главный мотив, главная мысль балета одна — это подвиг ради любви. Любовь не­сёт освобождение от плена, от злых чар. Мысль о подвиге ради любви, самопожертвовании во имя пре­красного, светлого чувства любви и сострадания была бес­конечно дорога и близка Чайковскому.

В балете показаны два мира — реальный и фантастический. Королева лебедей Одетта, заколдованная злым волшебником, томится в неволе и ждёт человеческого тепла и любви, но только по ночам ей дозволено принимать свой настоящий облик юной красавицы. Увидев её однажды, принц Зигфрид влюбляется в неё, но невольно нарушает клятву верности, и Одетта должна погибнуть, а Зигфрид бросается в пучину разбушевавшихся вод, чтобы умереть вместе с ней. Такова несложная и довольно банальная сказочная фабула, на основе которой Чайковскому удалось создать произведение с развернутым, напряженно развивающимся действием, целостное и законченное по своей драматургической композиции.
Обложка первого издания балета
Премьера, состоявшаяся 20 фев­раля 1877 года на сцене московско­го Большого театра, прошла с ус­пехом. Первый отзыв в прессе, в котором балет был оценен по до­стоинству, принадлежал другу композитора  Г. А. Ла­рошу: «По музыке «Лебединое озе­ро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал... Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия... С лёгкостью, которой никто бы не предположил у учёно­го автора стольких симфоний, квар­тетов и увертюр, г. Чайковский подметил особенности балетного стиля, и, приноравливаясь к ним, снова выказал ту гибкость, кото­рая составляет одно из драгоцен­нейших достояний творческого таланта». Отдельные номера, целые сце­ны и действия из балета стали ис­полняться и на симфонической эстраде. И когда, спустя десять лет, Петр Ильич продирижировал вторым актом балета перед слуша­телями Праги, успех музыки был настолько велик, что, придя в гос­тиницу, он записал в дневнике: «Минута абсолютного счастья».
Но первую постановку балета Чайковского «Лебединое озеро» постигла неудача. Глубокая психологическая содержательность, богатство красок и симфонический размах музыки Чайковского оказались не по плечу балетному театру 70-х годов. Только немногие из современников сумели оценить значение того, что было сделано Чайковским, большинством же его новаторство осталось не понято. Удержавшись на сцене Большого театра в течение шести сезонов, «Лебединое озеро» было забыто и не возобновлялось при жизни композитора. Ка­залось, балет обречён на забвение. Но, несмотря на пла­чевную судьбу первой постановки, «Лебединому озеру» суждено было стать произведением, ознаменовавшим пе­реворот в балетной музыке. С него начинается история русского классического балета.
П.И. Чайковский, 1877 г.
Чтобы понять значение революции, произведённой Чайковским в балете, надо представить себе, чем был ба­лет в те времена. Главное лицо в спектакле — балерина. Остальные участники — солисты и кордебалет — главным образом аккомпанируют ей. Сюжет нужен для того, чтобы связать цепь разрозненных номеров. Короткие пантомимы «объясняют» собы­тия. Музыка нужна для ритма, для танцев, для ножек балерины, и лишь в последнюю очередь — для слуха зри­телей спектакля. Что же сделал Чайковский с балетом? Музыка в балетах Чайковского перестала быть «приклад­ным» искусством. Музыка взяла на себя почти ту же роль, что и в опере. Характеры героев, само действие, события, происходящие на сцене, отношения героев — всё это находит своё выражение в музыке. Балеты Чайковского — цельные, строго продуманные произведения. В них невозможно менять последовательность танцевальных номеров. Они связаны единым замыслом. Их называют «балеты-симфонии». Главное отличие балетной музыки Чайковского — глубокая содержательность и танцевальность. Балет «Лебединое озеро», открывший широкие выразительные возможности музыкально-хореографического искусства, положил начало реформе балетного жанра.
Сцена из балета, 1877 г.

Мариус Петипа
Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа и Лев Иванов, помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью.  Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясённый как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел.
Лев Иванов
На вечере, посвящённом памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрёл славу великого художника.  К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шёл на многих сценах в различных вариантах.

«Музыка Чайковского близка людям всей земли. Донести её свет до человеческих сердец – огромная радость для артиста. Я счастлива, что эта радость выпала и на мою долю. Без неё моя артистическая жизнь была бы неполной» - такую оценку даёт творчеству П. И. Чайковского  Г. С. Уланова, исполнившая роль Одетты в балете «Лебединое озеро».
Ещё один восторженный отзыв о музыке композитора от балерины  М. М. Плисецкой, также исполнявшей роль Одетты  -  «Дивная музыка Чайковского, в которой слышишь всё, абсолютно всё! И покой, и настороженность, и трепет волнения, и горе, и отчаяние, и любовь, и надежду, и злое упоение, и радость разрушения Одиллии, и проклятую насмешку Злого гения, и торжество…».
     Соединение хореографии и музыкального симфонизма стало национальной традицией русского балетного искусства. И связано это с именами композиторов Петра Ильича Чайковского  и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова.


Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий