Учимся проводить презентации.
Как достичь взаимопонимания?*
Разговор пойдёт не о программе PowerPoint и не об
инструментах, которые следует применять, а о том, что вы собой представляете
как лектор.
Во время презентации
оставайтесь естественными, будьте самими собой. Публика пришла учиться, а не
судить вас.
Совершённую во время
презентации ошибку можно использовать как положительный момент — только сначала
объясните это аудитории, и, возможно, потом вам будет легче установить с ней
контакт.
Ваша задача заключается в
том, чтобы на время презентации отвлечь слушателей от их обыденной жизни. Им
нравится, когда ими управляют. Если вы задаёте вопросы, и половина аудитории
поднимает руки, то можно ожидать, что и другие поднимут тоже. Дайте им
возможность проявить свою активность и заинтересованность. Снимите с себя
напряжение.
Это всё для того, чтобы
вернуть их внимание.
Страх — это неустойчивый,
ситуативный ход мыслей (обусловленный конкретными обстоятельствами). Необходимо
изменить его. Признайте, что вы имеете право проводить эту презентацию, иначе
вас бы просто не пригласили.
Страх 1 — быть
одной
•
Не говорите без остановки, позвольте аудитории что-нибудь сделать,
дайте им вовлечь себя, но никогда не задавайте ей слишком много вопросов.
•
Всегда будьте позитивными, сделайте так, чтобы приглашённые не сожалели
о том, что пришли слушать вас.
•
Не давайте сразу ответы на все вопросы, позвольте слушателям
спрашивать, помогите им в этом.
Страх 2 —
сверхготовности
•
Чтобы понять, что вы хотите сказать своей аудитории, мысленно начните с
конца.
•
Никогда не утверждайте, не давая примеров.
•
Если вам нужна помощь, получайте её от своих слушателей.
Страх 3 — не будьте равнодушны к своей презентации
•
Всегда давайте наглядные примеры.
•
Будьте готовы рассказать «истории», способные привлечь внимание
публики.
•
Будьте справедливы к себе и верьте, что можете сосредоточиться на своих
слушателях.
•
Аудитория ищет не совершенство, а контакты и взаимоотношения.
Страх 4 -
выглядеть глупым
•
Признайтесь себе, что вы не идеальны.
•
Заготовьте хорошую разминку.
•
Не придерживайтесь строгих рамок презентации, а лучше поделитесь о том,
что до сих пор помните свою первую прочитанную книжку.
•
Сосредоточьтесь на аудитории и давайте хорошие примеры.
Страх 5 —
потери внимания во время презентации.
•
Чтобы лучше донести свою мысль, продумайте о вступлении, запланируйте
разминки с историями и рассказами.
•
Повторите основные мысли, представьте себя там.
Страх 6 — слишком громкого/тихого голоса или невнятной речи.
•
При работе с большой аудиторией используйте микрофон.
•
Независимо от своего предыдущего опыта, больше думайте об аудитории,
чем о самом выступлении.
Страх 7 —
превысить
время.
•
Не планируйте слишком много времени для презентации.
•
Предварительно прорепетируйте своё выступление и засеките время.
•
Если сбились с темы, вернитесь к своим записям (паузу можно заполнить,
выпив, например, немного воды).
Страх 8 — незнания аудитории.
•
Для привлечения внимания аудитории используйте заготовленные истории.
Страх 9 — технологических вопросов.
•
Оставьте решение этих проблем другим.
•
Лучше приехать на презентацию пораньше, чтобы проверить все технические
вопросы.
•
Имейте запасной план «Б» и даже план «В».
•
Используйте аудиторию как свой ресурс.
Страх 10 — как
одеться для презентации.
•
Не переусердствуйте! Не отвлекайте своей одеждой и аксессуарами.
•
Оденьтесь в соответствии с вашей аудиторией.
Страх 11 —
правильно распределить время.
•
Если вы готовы, то всё будет в порядке.
•
Оставайтесь взволнованной и смотрите вперед.
Страх 12 —
перед умной аудиторией.
•
Подумайте, лежа на диване, о том, если возникнет ситуация «что если.—
«Что, если они скажут это? А что, если они спросят то-то?».
•
Признавая их опыт работы или компетентность, убедите в том, что в жизни
всегда есть место для совершенства.
•
Ваши взгляды, которыми вы готовы поделиться, потом могут стать
взглядами и ваших слушателей.
Всегда давайте
информацию о том, о чём собираемся говорить. Никогда не делайте заявлений о
чём-либо, тщательно не проработав вопрос. Чтобы оживить и проиллюстрировать
свою точку зрения, используйте разные истории. Аудитория быстро забудет факты и
цифры, но запомнит ваши
рассказы. Структура презентации — можете делиться своим прошлым опытом,
рассказывать о своей настоящей и будущей работе. Или скажите, о чем собираетесь
говорить, проговорите это, а затем повторите ещё раз то, что вы уже сказали.
Время вопросов:
•
Готовясь к презентации, подумайте о возможных неприятных вопросах и
заготовьте на них ответы.
•
Обращайтесь к аудитории, спросите, есть ли у нее к вам какие-либо
вопросы.
•
Если вы не знаете ответа, признайте это, постарайтесь развить тему, или
спросите у своих слушателей, есть ли ответ у них.
•
Если вопросов нет, поинтересуйтесь, может быть имеются желающие дать
комментарии.
•
Посылайте вопросы в зал, или задайте себе риторический вопрос.
•
«Никогда не спорьте с дураком, потому что прохожие не знают, кто есть
кто» — пословица.
•
Если вопросов нет, скажите: «кажется, я заставила всех задуматься...»,
— а затем переходите к заключительному слову.
•
Помните, «что является главным посланием» вашей презентации!
Заключение:
•
Будьте точны со своими выводами.
•
Старайтесь, чтобы ответ на последний вопрос не завершал презентацию, всегда
заканчивайте ее своими главными словами — «итак, запомните ...».
Другие советы:
•
Не будьте болтуном.
•
Убедитесь, что ведёте разговор от первого лица, используя свои истории
создавайте образную картинку.
• «Делайте максимум того, на
что вы способны, потому что это всё, чем вы владеете», — Р. Эмерсон.
•
Помните, что провести хорошую презентацию — значит получить
удовлетворение и сильные эмоции; это не то же самое, что просто прочитать
лекцию.
* Michelle McLean. Учимся проводить презентации. Как достичь взаимопонимания? / перевод Л. П. Прокулевич // Библиотечное дело. - 2018. - № 3. - С. 20-21.
Комментариев нет:
Отправить комментарий