Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

вторник, 24 октября 2017 г.

К 140-летию со дня рождения поэта, прозаика и публициста
Павла Ивановича Заякина-Уральского

Поэт неволи и борьбы
Много терний легло на пути,
Но я их не хотел обойти,
Шел я прямо всегда и твердил:
«Ничего, лишь хватило бы сил».

…Я боролся, покоя не знал,
Часто падал и снова вставал,
Много горьких утрат пережил,
Ничего, лишь себя закалил.

Первого ноября 1877 года в семье крестьянина Верхнесинячихинского завода Ивана Леонтьевича и Харитины Андреевны Заякиных родился мальчик, получивший при крещении имя Павел. Отец Павла работал коноводчиком, возил руду с Талицкого рудника на завод. Павел окончил церковноприходскую школу, и поступил в Уральское горное училище, где проучился только год. После смерти матери отец отозвал его домой. С двенадцати лет Павел начал работать вместе с отцом. Однажды таратайка перевернулась и повредила ему ногу. После выздоровления его принимают счетоводом на Талицкий рудник.
В 1897 году П.И. Заякин участвует в первой Всероссийской переписи населения, за что был награждён специальной медалью  «За труды по первой всеобщей переписи населения».

Дальнейшая его служба - смотритель рудников Нейво-Шайтанского завода. Затем -  Нейво-Шайтанский завод и, наконец, один из старейших заводов Урала – Алапаевский. Управитель рудников Алапаевского горного округа  характеризовал его как «порядочного человека и добросовестного служащего».

В 1899 году П.И. Заякина призывают на военную службу, которую он проходит в городе Варшава. Там в 1903 году выходит его первый сборник «Рассказы и песни уральца».  Литературной деятельности Павел Иванович посвятит всю свою жизнь. Поэзию он любил самозабвенно, стихи свои часто называл песнями. После отбытия воинской повинности Павел Иванович возвращается в Верхнюю Синячиху. Он состоит на службе в главной конторе Алапаевских горных заводов в качестве чертежника и заводского доверенного по землеустройству горнозаводских крестьян. Как честного и порядочного человека его возмущают обсчёты рабочих, махинации подрядчиков и произвол администрации. Он принимает активное участие в революционных событиях 1905 года.

В 1906 году Заякин переезжает в Екатеринбург. Здесь он знакомится с журналистами-большевиками, сотрудничает в местных газетах «Уральский край» и «Уральская жизнь». Его статьи печатаются под псевдонимом «П. Уральский».
В 1908 году в типографии М.М. Доброхотовой была отпечатана его вторая книга «Северная муза». Стихи были направлены на цензуру в Санкт-Петербургский комитет по делам печати. В двух стихотворениях цензоры усмотрели подстрекательство к революционным действиям:

«Но усилия борьбы
Не пройдут, мой друг, бесплодно:
Сбросят гнёт с себя рабы
И тогда вздохнут свободно».

«Вижу сильного духом борца,
Добывавшего людям свободу,
И казнённого градом свинца
За любовь к дорогому народу».

В послании прокурору Казанской судебной палаты комитет предписал арестовать весь тираж и привлечь автора к уголовной ответственности.
Потерпев неудачу с изданием книги, Заякин уезжает в Пермь. Там он издаёт на средства РСДРП (б)  ежедневную газету «Урал и Кама». Всего выходит 15 номеров, после чего выпуск газеты запретили. Недолгое время работает в Омске, в редакции газеты «Омский телеграф».

Новый период его творчества начинается с 1909 года, когда он переезжает в Петербург. Здесь он часто посещает Мамина-Сибиряка, участвует в создании вместе с ним и другими писателями-уральцами  «Уральского сборника».  Особый интерес в этом сборнике представляют два цикла: «Уральские песни» и «Песни неволи». В том же году выходит новая книга его стихов «Облачко». П.И. Заякин публикует в газете «Правда» свои очерки «В плену у железа», «Кризис» и «Переселенцы». В очерке «В плену у железа» он описывает труд и быт рабочих металлургического завода. Автор не даёт точного названия завода, выводя типичную заводскую жизнь, но, конечно, он использовал свои впечатления о Верхнесинячихинском и Алапаевском заводах. «Богатейший край! Но люди, добывающие и обрабатывающие эти богатства с риском для здоровья, живут в нужде, голодают, болеют тифом да цингой». «Говорят – кризис! Нелепость! Кто виноват, что техника отстала, печи и машины старой конструкции? Почему владельцы, наживающие миллионы, не хотят сделать затрат на лучшее оборудование заводов? Ведь они целые века брали и ничего не давали».
И как русский интеллигент он мечтал, что «вместо нищеты при наименьшей затрате труда, сил и времени - обеспеченность, вместо невежества - свет знания, вместо принижающего труда - труд свободный, любимый и одухотворяющий».

Будет царство света!
Сгинет царство тьмы!
С тьмой века боролись
светлые умы.
Долго ночь царила,
крепко мрак давил,
Гасли вспышки света
вспыхнувших светил.
Но сияла вера,
что придет пора
Торжества свободы,
правды и добра.
И упорно люди
вновь сражались с тьмой.
Много cил угасло.
Кровь лилась рекой.
На кострах сжигались,
шли на казнь, на крест.
Умирали в дебрях
полудиких мест
Неподкупной правды
стойкие борцы.
Разнеслись заветы
их во все концы.
И в сердцах отважных
страшных пыток гнет
Не убил стремленья
гордого вперед.
Видят уж победу светлые умы.
Будет царство света!
Сгинет царство тьмы!
В 1916 году в Петрограде выходит сборник его стихов «Мгновенное и вечное». В предисловии к сборнику он пишет: «И всякое художественное произведение считаю призванным служить высоким нравственным идеалам, давать эстетическое наслаждение и будить светлые мысли. Я стремился всегда этому следовать».
С началом Гражданской войны П.И. Заякин вступает в отряд Красной гвардии, который был направлен на Северный фронт под город Котлас. В декабре 1919 года Павла Ивановича Заякина направляют в Оренбург на должность редактора краевой газеты «Коммунар». В Оренбурге он организует и редактирует журнал «Красные зори». В начале 1920 года П.И. Заякин вступает в партию большевиков.
Павел Иванович Заякин-Уральский умер 20 октября 1920 года от тифа. В газете «Уральский рабочий» от 15 декабря 1920 года появилась небольшая статья под названием «Страничка скорби», посвящённая памяти П. И. Заякина. В ней отмечалось: «Талант П. Уральского - небольшой. Широкой известностью он не пользовался даже на Урале, который он горячо любил до последних своих дней. Он не был передовым бойцом в рядах уральских пролетариев. Как борца за рабочее дело и строителя новой жизни его рабочие Урала не знали. Но как художника - бытописателя Урала они его не должны забывать».


Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий