К 140-летию со дня рождения поэта, прозаика и публициста
Павла Ивановича Заякина-Уральского
Поэт неволи и борьбы
Много терний
легло на пути,
Но я их не хотел обойти,
Шел я прямо всегда и твердил:
«Ничего, лишь хватило бы сил».
…Я боролся, покоя не знал,
Часто падал и снова вставал,
Много горьких утрат пережил,
Ничего, лишь себя закалил.
Но я их не хотел обойти,
Шел я прямо всегда и твердил:
«Ничего, лишь хватило бы сил».
…Я боролся, покоя не знал,
Часто падал и снова вставал,
Много горьких утрат пережил,
Ничего, лишь себя закалил.
Первого ноября 1877 года в семье крестьянина
Верхнесинячихинского завода Ивана
Леонтьевича и Харитины Андреевны Заякиных родился мальчик, получивший при
крещении имя Павел. Отец Павла работал коноводчиком, возил руду с Талицкого
рудника на завод. Павел окончил церковноприходскую школу, и поступил в
Уральское горное училище, где проучился только год. После смерти матери отец
отозвал его домой. С двенадцати лет Павел начал работать вместе с отцом.
Однажды таратайка перевернулась и повредила ему ногу. После выздоровления его
принимают счетоводом на Талицкий рудник.
В
1897 году П.И. Заякин участвует в первой Всероссийской переписи населения, за
что был награждён специальной медалью «За труды по первой всеобщей
переписи населения».
Дальнейшая его служба - смотритель рудников
Нейво-Шайтанского завода. Затем -
Нейво-Шайтанский завод и, наконец, один из старейших заводов Урала –
Алапаевский. Управитель рудников Алапаевского горного округа характеризовал его как «порядочного человека и
добросовестного служащего».
В 1899 году П.И. Заякина призывают на военную службу,
которую он проходит в городе Варшава. Там в 1903 году выходит его первый
сборник «Рассказы и песни уральца». Литературной
деятельности Павел Иванович посвятит всю свою жизнь. Поэзию он любил
самозабвенно, стихи свои часто называл песнями. После отбытия воинской
повинности Павел Иванович возвращается в Верхнюю Синячиху. Он состоит на службе
в главной конторе Алапаевских горных заводов в качестве чертежника и заводского
доверенного по землеустройству горнозаводских крестьян. Как честного и
порядочного человека его возмущают обсчёты рабочих, махинации подрядчиков и
произвол администрации. Он принимает активное участие в революционных событиях
1905 года.
В 1906 году Заякин переезжает в Екатеринбург. Здесь
он знакомится с журналистами-большевиками, сотрудничает в местных газетах
«Уральский край» и «Уральская жизнь». Его статьи печатаются под псевдонимом «П.
Уральский».
В 1908
году в типографии М.М. Доброхотовой была отпечатана его вторая книга «Северная
муза». Стихи были направлены на цензуру в Санкт-Петербургский комитет по делам
печати. В двух стихотворениях цензоры усмотрели подстрекательство к революционным
действиям:
«Но усилия
борьбы
Не пройдут, мой друг, бесплодно:
Сбросят гнёт с себя
рабы
И тогда вздохнут
свободно».
«Вижу сильного духом
борца,
Добывавшего людям
свободу,
И казнённого градом
свинца
За любовь к дорогому
народу».
В послании прокурору Казанской судебной палаты комитет
предписал арестовать весь тираж и привлечь автора к уголовной ответственности.
Потерпев неудачу с изданием книги, Заякин уезжает в
Пермь. Там он издаёт на средства РСДРП (б) ежедневную газету «Урал и Кама». Всего выходит 15
номеров, после чего выпуск газеты запретили. Недолгое время работает в
Омске, в редакции газеты «Омский телеграф».
Новый период его творчества начинается с 1909 года,
когда он переезжает в Петербург. Здесь он часто посещает Мамина-Сибиряка,
участвует в создании вместе с ним и другими писателями-уральцами «Уральского сборника». Особый интерес в этом сборнике представляют
два цикла: «Уральские песни» и «Песни неволи». В том же году выходит новая
книга его стихов «Облачко». П.И. Заякин публикует в газете «Правда» свои очерки
«В плену у железа», «Кризис» и «Переселенцы». В очерке «В плену у железа» он
описывает труд и быт рабочих металлургического завода. Автор не даёт точного
названия завода, выводя типичную заводскую жизнь, но, конечно, он использовал
свои впечатления о Верхнесинячихинском и Алапаевском заводах. «Богатейший край! Но люди, добывающие и
обрабатывающие эти богатства с риском для здоровья, живут в нужде, голодают,
болеют тифом да цингой». «Говорят – кризис! Нелепость! Кто виноват, что техника
отстала, печи и машины старой конструкции? Почему владельцы, наживающие
миллионы, не хотят сделать затрат на лучшее оборудование заводов? Ведь они
целые века брали и ничего не давали».
И как русский интеллигент он мечтал, что «вместо
нищеты при наименьшей затрате труда, сил и времени - обеспеченность, вместо
невежества - свет знания, вместо принижающего труда - труд свободный, любимый и
одухотворяющий».
Будет царство света!
Сгинет царство тьмы!
С тьмой века боролись
светлые умы.
Долго ночь царила,
крепко мрак давил,
Гасли вспышки света
вспыхнувших светил.
Но сияла вера,
что придет пора
Торжества свободы,
правды и добра.
И упорно люди
вновь сражались с тьмой.
Много cил угасло.
Кровь лилась рекой.
На кострах сжигались,
шли
на казнь, на крест.
Умирали в дебрях
полудиких мест
Неподкупной правды
стойкие борцы.
Разнеслись заветы
их во все концы.
И в сердцах отважных
страшных пыток гнет
Не убил стремленья
гордого вперед.
Видят уж победу светлые умы.
Будет царство света!
Сгинет царство тьмы!
В
1916 году в Петрограде выходит сборник его стихов «Мгновенное и вечное». В предисловии
к сборнику он пишет: «И всякое
художественное произведение считаю призванным служить высоким нравственным идеалам,
давать эстетическое наслаждение и будить светлые мысли. Я стремился всегда
этому следовать».
С
началом Гражданской войны П.И. Заякин вступает в отряд Красной гвардии, который
был направлен на Северный фронт под город Котлас. В декабре 1919 года Павла Ивановича
Заякина направляют в Оренбург на должность редактора краевой газеты «Коммунар».
В Оренбурге он организует и редактирует журнал «Красные зори». В начале 1920 года
П.И. Заякин вступает в партию большевиков.
Павел
Иванович Заякин-Уральский умер 20 октября 1920 года от тифа. В газете
«Уральский рабочий» от 15 декабря 1920 года появилась небольшая статья под
названием «Страничка скорби», посвящённая памяти П. И. Заякина. В ней отмечалось:
«Талант П. Уральского - небольшой.
Широкой известностью он не пользовался даже на Урале, который он горячо любил
до последних своих дней. Он не был передовым бойцом в рядах уральских
пролетариев. Как борца за рабочее дело и строителя новой жизни его рабочие Урала
не знали. Но как художника - бытописателя Урала они его не должны забывать».
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий