Пожарные
спасатели
В народе говорят:
«Вор скарб украдёт, да стены
оставит.
Огонь и стен не оставит».
В
2002 году пожарную охрану передали в ведомство МЧС РФ. Пожарная часть города Алапаевска
получила название «48 отряд государственной противопожарной службы главного
управления МЧС РФ по Свердловской области». А пожарные получили статус –
пожарный спасатель. Указ Президента РФ об этом вышел еще в декабре 2001 года.
Но с самого начала речь шла о постепенном переводе пожарной охраны под эгиду
МЧС. Нередко спрашивают, в чем смысл затеянной перемены. А он заключается в
том, что на большинстве территорий, в том числе Алапаевска и Алапаевского района,
нет и не было специализированных структур, подобных службе спасения 911,
имеющейся за рубежом. Все структуры безопасности разрознены, не имеют единого
оператора. Наиболее подходящая и реальная для этого структура - пожарная
охрана. За два последующих года поразительно изменились профессиональные
и технические возможности группы. Но были трудности с финансированием.
Например, в 2003 году
был объявлен благотворительный марафон «Городу – новый пожарный автомобиль». В
результате удалось собрать немалую сумму, но её не хватило на покупку новой
спецмашины. Было принято решение собрать автомобиль самостоятельно, закупив
комплектующие и шасси. Это заметно удешевило затраты. С выделением средств из
местного бюджета и при помощи предприятий города эта задача стала выполнимой. И
в скором времени автомобиль с памятной надписью поступил на боевое дежурство.
В арсенале имеется альпинистское и водолазное
снаряжение с учетом зимних погружений, спецобувь и костюмы, спальные мешки, индивидуальные
аптечки и сухие пайки! Имеется набор специального инструмента. Продумано все -
даже есть легкая металлическая дровяная печь для приготовления пищи. Каждый
спасатель группы имеет в распоряжении индивидуальные средства радиосвязи со
стационаром в машине и на станции.
Группа способна производить автономно
поисково-спасательные работы в горах, лесах, болотах, на воде и под водой. Наши
спасатели принимают участие при угрозе жизни людей при катастрофах,
дорожно-транспортных происшествиях, железнодорожных авариях, лесных и других
пожарах.
Но ведь так было не всегда. Техническое обеспечение
пожарников начиналось с одной пожарной машины ЗИС-11, которую огнеборцы
получили в середине тридцатых годов прошлого века. К слову, небольшой пожар
нередко и удавалось погасить с помощью одной такой машины.
О становлении пожарной охраны в городе напоминает пожарная каланча,
возвышающаяся над кирпичным строением на улице Ленина рядом с двухэтажным
зданием городской администрации. Сбор средств на строительство столь нужного
городу объекта начался в 1898 году. По копейке с заработанного рубля собирали
рабочие металлургического завода. Так насобирали сорок с лишним тысяч. В 1905
году была организована пожарная команда. Нехитрое хозяйство которой составляли
три телеги, ручной насос и семь лошадей.
В 1921-м в команде огнеборцев было уже 18 бойцов и инструктор
профилактики. Плюс добровольная дружина из 80 человек. О пожаре сотоварищам
сообщал сторож, который находился на каланче. Весь город был разбит на четыре
участка: если, скажем, возникал пожар на первом из них, сторож бил в колокол
один раз, а затем звонил набатным звоном - частыми ударами. И тогда пожарные
четко понимали, в какую часть города им направляться.
А было и такое. Деревянный в большинстве своём, Алапаевск
был потенциальным объектом для пожара. Чтобы как-то уберечь жителей города от
стихийного огня, городской совет принял решение об организации ночных
дежурств. Каждый хозяин дома должен по
графику в ночное время ходить по улице с колотушкой, напоминая жителям, что на
улице есть дежурные и можно спать спокойно до утра. А на следующий день колотушка передавалась
соседу.
Пожары случались часто, усилий добровольцев было
недостаточно, возникла необходимость завести постоянно действующую пожарную
команду. Сторожа на каланче сменил постовой. И если он вдруг замечал в
окрестностях подозрительный дым, то дергал за длинный шнур, который приводил в
действие колокольчик, расположенный в дежурном помещении. Телефон установили
только в 1941 году. Тогда же гараж пополнился вторым автомобилем.
Спецмашин всё прибавлялось, и здание становилось для них
слишком тесным. Поэтому в конце шестидесятых на углу улиц Софонова - Ленина
началось строительство нового пожарного депо на шесть выездов. Пожарная же каланча,
утратив свое практическое значение, перешла в разряд исторических памятников,
поскольку из-за многоэтажек обзор с нее значительно ухудшился.
В 1971 году пожарная часть переехала в новое
здание, где был оборудован учебный класс для занятий с личным составом, комната
отдыха и многое-многое другое.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий