К 95-летию со дня рождения кинорежиссёра
Ярополка Леонидовича Лапшина.
«Всё случилось спонтанно, и вся моя жизнь похожа на
листок на ветру…»
Из интервью Я. Л. Лапшина:
— В моем детстве не
было ничего такого, что могло бы заставить предположить творческое будущее. Я
родился в уездном городе Новомосковске под Днепропетровском. Мой отец был главой
оперативного штаба партийных работников, председателем райисполкома. Когда я был маленьким, мы все
время переезжали — отца то и дело переводили на новые места работы. И
пятиклассником я оказался во Владивостоке. Когда мы
заканчивали семилетку, нам вручили анкеты. Там были вопросы: «Кем хочешь
стать?», «Чем больше всего интересуешься?».
Я написал в анкете единственное слово: «Кино». Хотя интересовался я им
так же, как любой пацан моего возраста.
- Когда я учился в
восьмом классе, однажды на перемене ко мне подошёл человек и позвал в актовый
зал. В зале сидели несколько человек. Какой-то горбоносый лысый дядька стал
меня расспрашивать, что я люблю, что читаю, как учусь. Затем протянул листок
бумаги и велел с выражением прочитать текст. «Любопытный экземпляр...» —
услышал я, дочитав. Оказалось, это главный режиссёр Владивостокского театра
юного зрителя искал актёра на новый спектакль. Из всех учеников городских школ
подходящим сочли только меня...
- Во ВТЮЗе я проработал два года. Мне даже документ
выдали, что я являюсь актёром. Мы играли на разных сценах Владивостока,
ездили по областным городам, а летом гастролировали по рыбозаводам Приморья.
Мне доводилось играть и в «Любови Яровой», и в классических испанских комедиях
Лопе де Веги.
— Школу я закончил в 1938 году.
Это, как известно, было время репрессий. Моих родителей арестовали, младшего
братишку отправили в детский дом. А мне пришлось уехать к маминому брату в
Подмосковье. Была осень, вступительные экзамены в вузы уже закончились,
работу я найти не мог, и непонятно было, что делать дальше.
—
Во ВГИК я поступил в
общем-то случайно. Совершенно неожиданно я услышал по радио
объявление, что Всесоюзный
государственный институт кинематографии производит набор абитуриентов.
Взяв своё удостоверение актера, я поехал в Москву. Где-то нутром
понимал, что несмотря на мой «театральный» опыт, актёрских данных у меня вряд
ли достаточно. Оставалась режиссура.
— В то время я был
совсем тёмный — не знал, что в приёмной комиссии сидит сам Сергей Михайлович
Эйзенштейн, что курс набирает Лев Владимирович Кулешов, знаменитый человек,
один из зачинателей революционного кино. Этих имен я прежде и не слыхал... А оказалось, что я один из всей группы прошел творческий
конкурс. В
годы учебы довелось единственный раз участвовать в съёмке. Я сыграл Ваньку
Жукова в короткометражке по
рассказу Чехова.
- Когда мы
переходили на второй курс, началась война. Дня через четыре после ее начала
весь мужской состав нашего института посадили в товарные вагоны и отправили
под Смоленск — строить оборонительные сооружения. Над нами то и дело летали
немецкие самолеты. Немцы считали шиком пролететь почти над самой землей и выпустить очередь- другую для смеху.
—
В октябре 1941
года началась массовая эвакуация из Москвы. Нас отправили в Алма-Ату, где
начинала работать ЦОКС центральная объединенная киностудия. Я там стал
техником звукозаписи. Мне довелось работать на таких картинах, как «Парень из
нашего города», «Жди меня», «Пархоменко», «Котовский». Мы смотрели, как проходят
съемки, это было самым важным. В Алма-Ату приехали не только наши педагоги.
Там работали Василий Пудовкин, Сергей Юткевич, Михаил Ромм. Эйзенштейн
начинал снимать своего «Ивана Грозного».
-
В 1943 году после Сталинградской битвы
стало полегче. Мы продолжали заниматься и готовиться к диплому. Он состоял
из теоретической части и небольшого киноотрывка. Я снял кусочек из сценария
Сергея Герасимова и получил диплом с отличием. Меня отправили по
распределению на Свердловскую киностудию. Определили в ассистенты к известному
режиссёру Мачерету...
-
Мачерет сразу меня полюбил, приблизил
к себе. Он был художественным руководителем школы актера при Свердловской
киностудии. Я начал преподавать в этой школе — сначала был ассистентом, а
потом мне дали самостоятельный курс. Среди моих учеников были Нина
Энгель-Утина, характерный актер Николай Бадьев, впоследствии народный артист
РСФСР, Тамара Останина, ставшая потом известным диктором Свердловского
телевидения, диктор всесоюзного радио Сергей Богомолов, который озвучивал
научно-популярные картины, в том числе и на Свердловской киностудии. К сожалению, первый
выпуск оказался и последним. Школу прикрыли в связи с отсутствием игрового
кино на Свердловской киностудии. В 1948 году начался период малокартинья. На всех студиях Союза стали в целом выходить
в год игровых 10—12 фильмов. Центральные студии выпускали патриотические биографические
ленты «Кутузов», «Нахимов», «Глинка». А на Свердловской киностудии снимали научно-популярные фильмы о заводах и
колхозах.
-
В 1958 году я получил сценарий,
посвященный эпизоду гражданской войны в Бурятии. Его написал талантливый бурятский
поэт Николай Дамдинов. Фильм «Пора
таёжного подснежника» даже получил Третью премию Всесоюзного
фестиваля в Минске.
- После этой картины я целиком посвятил себя
художественному кинематографу. Первой картиной, сделанной, как говорится, от
души, стал фильм «Демидовы». Я приехал на Урал, мало что зная и об этом крае
вообще, и о Демидовых в частности. Меня так увлекла эта тема, что я решил
набрать на картину самых лучших артистов. В результате у меня играли
Евстигнеев, Спиридонов, многие другие известные актёры. … Фильмы бывают разные:
проходные, лёгкие, удачные или нет. «Демидовых», я считаю, одной из своих самых
серьёзных и профессиональных работ в кино. Она потребовала не только детального
изучения исторического материала, но и определённых дипломатических ходов.
Тема-то была полузапретной.
- До этой
картины я уже снял «Угрюм-реку» с Людмилой Чурсиной. Картина имела большой успех и шла на большом экране. Она получила Госпремию РСФСР. Это произошло не только из-за уникальных исторических фактов, блестящей
игры прекрасных актёров, но и потому, что в фильме особенно хорошо удалось
показать уральскую фактуру – природу, заводские традиции и людей.
- Я очень люблю свои картины, что называется, о
прошлом, например, «Приваловские миллионы», но всегда с особой привязанностью
делал картины о современной жизни и современниках. Моя картина «Перед
рассветом» пятнадцать лет пролежала на полке по неизвестной мне причине. Другая
картина по очень острой теме – утечка мозгов за границу – так и не вышла. Самая
последняя – «Сель» - о людях с Кавказа, была показана только один раз.
— В моих фильмах работали Олег Ефремов,
Ия Саввина, Владислав Стржельчик, Борис Андреев, Любовь Соколова, с которой я
учился в институте. У меня не было
проблем со знаменитостями. И вообще я по складу характера не конфликтный
человек, поэтому всегда стремлюсь найти подход к каждому, с кем работаю.
— 27 лет я избирался председателем
нашего отделения Союза кинематографистов. Лет 10 «пробивал» строительство Дома
кино в Свердловске. И когда уже договорился с Союзом кинематографистов о
деньгах и строительных фондах, Совет Министров издал приказ о прекращении
строительства зданий под культуру. Мы с Лидией Александровной Худяковой,
завотделом культуры обкома, были
у Бориса Николаевича Ельцина, тогда секретаря обкома. Обрисовали ему нашу
ситуацию. Он выслушал и сказал: «Пишите: «Пристрой к жилому дому для
работников киностудии с встроенно-пристроенным блоком обслуживания. Это и
будет ваш Дом кино». После этого строительство тянулось еще 10 лет.
-
Проработал на Свердловской киностудии
60 лет и уже не мыслю себя никем иным, кроме как свердловчанином.
- Кино - это жизнь,
которая не кончается. Я, старый кинорежиссер, надеюсь, что со временем в каждом
небольшом городке вновь откроют когда-то закрытые кинотеатры.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий