Не молот железо кует, а
кузнец, что молотом бьет.
В. Н. Мозин |
20 лет назад в Москве состоялся второй Международный
конгресс кузнецов “Кузнец-95”, в котором участвовали и мастера художественной
ковки Уральского региона. Среди них был кузнец из Алапаевска – Владимир
Николаевич Мозин. В Москву Владимир Николаевич попал благодаря
Федору Васильевичу Ершову, директору городского музея изобразительных искусств.
Ершов показал работы Мозина на областной выставке. Их заметили и решили послать
в Москву, там как раз намечался конгресс кузнецов. До этого у мастера была
всего одна крупная персональная выставка
в 1994 году в Доме-музее П. И. Чайковского. Вот как сам вспоминает Владимир
Николаевич о приходе его в профессию: «Пришли с отцом в промышленно-техническое
училище № 21, а все группы уже набраны. Осталась вакансия на специальность
"кузнец ручной ковки". Так судьба и предопределила выбор. И, как оказалось,
счастливый выбор. В голове никогда не было, что кузнецом стану, и не
думал, и не мечтал».
Конгресс проходил не только в Москве, но
и в подмосковной Салтыковке, где в то время
находился единственный на всю
Россию музей кузнечной науки и техники. Владимир Николаевич познакомился с работами таких авторитетов,
как Быков, Кузнецов, Басов, Пархоменко, настоящих художников и творческих личностей.
Они тогда уже были на слуху среди
кузнецов. Также вместе с кузнецом-художником А. А. Колпаковым из Екатеринбурга он принял
участие в показательной ковке в кузнице при музее.
Первыми демонстрировали свое умение кузнецы ручной ковки из
Москвы – кусок металла превращали в розу. Процесс был очень длительный: нагрев
металла, ковка, снова подогрев и т. д. Уральцы терпеливо ждали, когда же
появится цветок. Прошло около часа. Наконец терпение их лопнуло, они сбросили рубашки, надели фартуки, взяли в руки
клещи, нагрели новую заготовку металла, и через 15 минут шедевр кузнечного
искусства и мастерства – роза – светилась в руках умельцев. По просьбе
москвичей розу подарили работникам
центрального телевидения.
Времени на подготовку к конгрессу не было. И
Фёдор Васильевич повёз
с собой то, что было: “старика” из сказки “О рыбаке и рыбке”, “розу” да пару
“змеек”.
Работы алапаевских мастеров Владимира Николаева Мозина и Владимира Владимировича Вирясова вызвали
большой интерес у участников конгресса и посетителей выставки. Они достойно
представили Ассоциацию «Кузнецы Урала» наряду с другими уральскими мастерами.
Изделия их отличались от других экспонатов, они были не для практического применения, а для души.
Особенно “старик” поражал всех, не верили коллеги-кузнецы, что цельнокованый
он. Ну и роза тоже понравилась. Долго рассматривали чешуйки у змей, удивлялись,
сколько же времени на это надо
потратить. Так ведь отличительной особенностью кузнеца-художника В. Н. Мозина
является то, что большинство своих изделий он создает из цельного куска металла.
Владимир Николаевич разработал и развил свою технологию, используя современные
знания и опыт, разгадал технологию старых мастеров. Заключается она в том,
что, несмотря на любую сложность изделия, он не пользуется электросваркой для
соединения элементов, а тянет из куска металла всю композицию или узлы,
соединяя их кузнечными способами. Поэтому его изделия живые, излучают теплоту
и вызывают желание рассматривать их бесконечно долго. Владимир
Николаевич вспоминает как нарабатывалось мастерство: «На АУЖД тогда работал. А тут кузнец, с которым работал, Саша Петров,
пристал: “Сделай розу!“ Вот сделай и все... Мучили мы железяку,
мучили, но что-то сделали. Цветок какой-то, но не розу. Однако заело. Работу
сделаю и за розу. И сотворил. Получилась, как настоящая. И все. Остановился.
Заглох. А мастер у нас дотошный был. То сделай, да так. Я упираюсь, а он все
по-своему норовит. Делал да переделывал я много, сердился на него, но толку не
было. И ведь что получилось? Набил руку на всяких тонкостях и сложностях...»
В конгрессе
участвовали кузнецы со всего постсоветского пространства, так же было много и немцев. Они показывали свой фильм, как у них
кузнечное дело развивается, и все до мелочей роботизировано. Но ведь зачем-то
они едут к нам в Россию? Видимо, интересуют
их старые кузнечные технологии, когда
одна вещь может целый год делаться. И
хотя сегодня в художественной ковке используются новейшие технологии, а многие
процессы автоматизированы, все же умение мастера, его фантазия и ручная
обработка играют главную роль в изготовлении кованых изделий, имеющих право
называться произведениями искусства.
В. Н. Мозин со своими работами |
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий