Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

вторник, 21 июля 2015 г.

Кузнец от Бога!

                           Не молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет.

В. Н. Мозин
      20  лет назад  в Москве со­стоялся второй Международный конгресс кузнецов “Кузнец-95”, в котором участвовали и мастера художественной ковки Уральского региона. Среди них был кузнец из Алапаевска – Владимир Николаевич Мозин.  В Москву Владимир Николаевич попал благодаря Федору Васильевичу Ершову, директору городского музея изобразительных искусств. Ершов показал работы Мозина на областной выставке. Их заметили и решили послать в Москву, там как раз намечался конгресс кузнецов. До этого у мастера была всего одна крупная персональная  выставка в 1994 году в Доме-музее П. И. Чайковского. Вот как сам вспоминает Владимир Николаевич  о приходе его в профессию: «Пришли с отцом в про­мышленно-техническое училище № 21, а все группы уже набраны. Ос­талась вакансия на специальность "кузнец ручной ковки". Так судьба и предопределила выбор. И, как ока­залось, счастливый выбор. В голове никогда не было, что куз­нецом стану, и не думал, и не мечтал».
      Конгресс проходил не только в Москве, но и в подмосковной Салтыковке, где в то время  находился  единственный на всю Россию музей кузнечной науки и техники. Владимир Николаевич  познакомился с работами таких авторитетов, как Бы­ков, Кузнецов, Басов, Пархоменко, настоящих художников и творческих личностей.  Они тогда уже были на слуху среди кузнецов. Также вместе с кузнецом-художником А. А. Колпаковым из Екатеринбурга он принял участие в показательной ковке в кузнице при музее. Первыми демонстрировали свое умение кузнецы ручной ковки из Москвы – кусок металла превращали в розу. Процесс был очень длительный: нагрев металла, ковка, снова подогрев и т. д. Уральцы терпеливо ждали, когда же появится цветок. Прошло около часа. Наконец терпение их лопнуло, они  сбросили рубашки, надели фартуки, взяли в руки клещи, нагрели новую заготовку металла, и через 15 минут шедевр кузнечного искусства и мастерства – роза – светилась в руках умельцев. По просьбе москвичей  розу подарили работникам центрального телевидения.
       Времени на подготовку к конгрессу не было. И Фёдор Васильевич повёз с собой то, что было: “старика” из сказки “О рыбаке и рыбке”, “розу” да пару “змеек”.
 
















  Работы алапаевских мастеров Владимира Николаева Мозина  и Владимира Владимировича Вирясова вызвали большой интерес у участников конгресса и посетителей выставки. Они достойно представили Ассоциацию «Кузнецы Урала» наряду с другими уральскими мастерами. Изделия их отличались от других экспонатов, они были  не для практического применения, а для души. Особенно “старик” поражал всех, не верили коллеги-кузнецы, что цельнокова­ный он. Ну и роза тоже понравилась. Долго рассматривали чешуйки у змей, удивлялись, сколько же  времени на это надо потратить. Так ведь отличительной особенностью кузнеца-художника В. Н. Мозина является то, что большинство своих изделий он создает из цельного куска метал­ла. Владимир Николаевич разработал и развил свою техноло­гию, используя современные зна­ния и опыт, разгадал технологию ста­рых мастеров. Заключается она в том, что, несмотря на любую слож­ность изделия, он не пользуется электросваркой для соединения элементов, а тянет из куска металла всю композицию или узлы, соединяя их кузнечными способами. Поэто­му его изделия живые, излучают теп­лоту и вызывают желание рассмат­ривать их бесконечно долго. Владимир Николаевич вспоминает как нарабатывалось мастерство: «На АУЖД тогда работал. А тут кузнец, с которым работал, Саша Петров, пристал: “Сделай розу!“ Вот сделай и все... Мучили мы железяку, мучили, но что-то сделали. Цветок какой-то, но не розу. Однако заело. Работу сделаю и за розу. И сотворил. Получилась, как настоящая. И все. Остановился. Заглох. А мастер у нас до­тошный был. То сделай, да так. Я упи­раюсь, а он все по-своему норовит. Делал да переделывал я много, сер­дился на него, но толку не было. И ведь что получилось? Набил руку на всяких тонкостях и сложностях...»
       В конгрессе участвовали кузнецы со всего постсоветского пространства, так же было много и нем­цев. Они пока­зывали свой фильм, как у них кузнечное дело развивается, и все до мелочей роботизировано. Но ведь зачем-то они едут к нам в Россию? Видимо, интересуют их  старые кузнечные технологии, когда одна вещь может целый год делаться. И хотя сегодня в художественной ковке используются новейшие технологии, а многие процессы автоматизированы, все же умение мастера, его фантазия и ручная обработка играют главную роль в изготовлении кованых изделий, имеющих право называться произведениями искусства.     

В. Н. Мозин со своими работами
   
За композицию "Сказка о рыбаке и рыбке" получил тогда Владимир Николаевич диплом  I степени.
А ещё он получил отзыв на свои работы директора кузнечного музея, автора многочисленных книг по художественной ковке, кузнеца-преподавателя А. Г. Наврицкого: «Владимир Николаевич! Я с большим удовольствием просмотрел ваши кузнечные шедевры. Молодец! Продолжайте в то же духе. Ваши работы не похожи ни на какие другие работы кузнецов. Художник Вы самобытный, кузнец от Бога!»


                                                                               Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий