Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

четверг, 3 октября 2024 г.

Педагоги, изменившие мир

Учителя, педагоги, наставники... Сколько ещё синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей, для школы, для начальной и средней ступеней образования? Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых.

 Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) - русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель. Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей.

  «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».


Константин Дмитриевич составил две учебные книги для начального обучения:

«Родное слово»  предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; 

Кликнув по изображению книги, можно прочитать онлайн

«Детский мир»  - для учащихся третьего и четвертого годов обучения. В нём центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.

Кликнув по изображению книги, можно прочитать онлайн

 


Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.

25 мая 1946 года постановлением совета министров РСФСР была учреждена медаль Ушинского для награждения за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучших учителей, учёных и общественных деятелей.

  

 

Лев Семёнович Выготский (1896-1934)  — известный русский психолог. Внёс большой вклад в развитие истории психологии, патопсихологии, нейропсихологии дефектологии (в частности, разработал качественно новую теорию развития аномального ребёнка), психологии эмоции и др. Его идеи и взгляды, опередившие время, соединили педагогику и психологию и заложили основы одних из самых передовых подходов в современном обучении.

«В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность». 

Основные идеи Выготского:

·        Теория зон ближайшего развития – важно не то, что дети умеют, а то, чему они могут научиться взрослея. Взрослые не должны требовать от детей каких-то умений в том возрасте, в котором они просто не могут это сделать. Каждому возрасту свойственны свои умения. 

·     Теория «Учимся, играя» – свободная форма обучения в виде игры наилучшим образом подходит для развития ребёнка. В дошкольном возрасте навыки и умения должны приходить через игру. Творческая игра развивает мышление, память, речь и воображение.

·  Окружение формирует процесс развития – взрослые, которые окружают малыша, должны помогать ему развиваться физически и психологически. Это родители, воспитатели, преподаватели. Окружающие ребенка взрослые формируют в нем личность. Поэтому, какое окружение в дошкольные годы, таким и вырастет ребенок.

·      Влияние на развитие школьного процесса – главное в обучении не оценки, а то, чему научился ребенок в школе для его дальнейшего развития и взросления. Важны именно те аспекты, которые он будет использовать во взрослой жизни.

· Коллективный процесс воспитания – школа не должна в принудительном порядке вводить ребенка в социум. Она должна помочь ему войти туда без стресса и страха. Другими словами, учителя должны принять роль наблюдателя, чтобы успешно регулировать развитие и корректировать поведение учеников, если оно выходит за какие-то рамки. Но это возможно исключительно при грамотной организации обучающего процесса и процесса воспитания, а также демократического сотрудничества между ученикам и взрослыми.

·      Развитие детей с особенностями – мягкая и поэтапная социализация особых детей, а не заострение внимания на их дефектах. Здесь очень важно, чтобы педагоги помогли адаптироваться таким детям в социуме, что будет способствовать коррекции психических отклонений.




Читать книги онлайн на сайте Книжный архив





Многие идеи, высказанные Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растёт популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии.


Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1935) - известный на весь мир педагог, писатель. Достиг высочайших результатов в деле перевоспитания как беспризорников, так и детей, росших в семье.

«Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».

  

 

Основная публикация «Педагогическая поэма» имела большой успех не только в СССР, но и за рубежом. Антон Семёнович заслужил репутацию прогрессивного, инновационного и талантливого педагога. «Педагогическая поэма» основана на реальных историях учеников Макаренко из детского дома для беспризорных детей. В своей книге он показал, как правильное образование может превратить неконтролируемых и агрессивных подростков в достойных и ответственных граждан.

В 1988 году международная организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список величайших педагогов XX века. Его «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков и издаётся за рубежом большими тиражами. 

В Японии работы Макаренко востребованы по сей день: его труды переиздаются массовыми тиражами, его методики применяются начиная с детских садов, а его книги считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.

        Фильм«Педагогическая поэма» 1955 г.


 

 

 Читать электронную книгу "Книга для родителей"


 

 

Василий Александрович Сухомлинский  (1918 - 1970) – советский педагог-новатор и детский писатель. Родоначальник педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

«Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

 

Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорожденным наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников.

 

Самой известной работой считается «Сердце отдаю детям». Название книги полностью отражает девиз жизни В. А. Сухомлинского.

 



 

Фильм о Василии Александровиче Сухомлинском

 

Симон Львович Соловейчик (1930 – 1996) – теоретик педагогики, журналист, писатель, общественный деятель, публицист, радио- и телеведущий, корреспондент.

 

«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях». 

 

Главная работа жизни — книга «Педагогика для всех» (1977—1986). В ней Соловейчик изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей. 

Читать или слушать книгу "Педагогика для всех"

 


 

В 1992 году Симон Соловейчик основал газету «Первое сентября».  В 2014 году издательство перестало выпускать газеты.  

Электронная подшивка газет "Первое сентября" с 1999-2014 года. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий