Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

вторник, 11 июня 2019 г.

Навстречу 380-летию Алапаевска...

Век XXI
В России всё ещё есть такие места, где прибытие поезда - настоящий праздник. Потому что он приходит четыре раза в неделю, а других путей, по которым можно выбраться из таёжных посёлков в «большой мир», просто нет. Помимо пассажиров, поезд перевозит почту и продукты первой необходимости для местного магазина. Все знают: не будет железной дороги - не будет и жизни в посёлке.
Одна из них – Алапаевская узкоколейная железная дорога, расположенная на границе Урала и Сибири. Она известна тем, что это самая длинная в России железная дорога узкой колеи.

Век XIX
Вопрос о постройке «чугунной» дороги для подвоза сырья заводам Алапаевского горного округа возник за два года до начала строительства нового Нейво-Алапаевского металлургического завода, т.е. в 1822 году.
При разработке проекта постройки нового завода с большой производственной мощностью, наряду с вопросами обеспечения этого завода сырьём, встал вопрос и о транспорте для подвоза на завод дров, угля и руды, и отправки готовой продукции на пристань. Конный транспорт был не особенно надёжным для завода: частые неурожаи хлеба и овса, метеорологические условия, дороги – всё это влияло на стоимость перевозок и нарушало все годовые планы и предложения.
Желая хотя бы частично избавиться от единственного конного транспорта, который ставил производство заводов в зависимость от него, письмом от июня 1882 года управляющий Алапаевскими заводами, крепостной Никон Саввин предлагает построить «чугунную» дорогу между Сухоложским рудником и Алапаевским заводом и просит Домовую контору высказать своё мнение по этому поводу.
В рапорте от 12 сентября 1889 года управляющий заводами Иллеро писал: «Самый важный вопрос для расширения в будущем – это вопрос о перевозке, очень трудно и даже невозможно увеличить производство заводов, не заменив лошадей каким-нибудь другим способом перевозок. Постройка железной дороги с обыкновенным путём или узкоколейки, весьма понятно, обойдётся очень дорого… Остаётся лишь воздушная система, которая предоставляет много преимуществ по устройству и содержанию. Если Вы в принципе согласны, то сообщите мне об этом».
Предложение управляющего о воздушной системе было отклонено Правлением, и вопрос о транспорте был отложен до более благоприятных условий. Эти благоприятные условия наступили только спустя четыре года, т.е. в 1893 году, когда окончательно было решено отказаться от всяких «воздушных систем» и строить узкоколейную железную дорогу шириной колеи 750 мм.
Узкоколейки сыграли огромную роль в истории России. Они трудились в сельском хозяйстве и в промышленности, воевали в двух мировых войнах, осваивали целину, трудились там, где не было других средств сообщения. К сожалению, к концу 20 века они практически исчезли с лица нашей Родины, в отличие от других стран, где узкоколейные железные дороги охраняются государством, являются музейными экспонатами.

Предлагаем вашему вниманию замечательный фильм Олега Спиридонова (из архива АУЖД) «Алапаевская узкоколейная железная дорога. 120 лет»  (доступно по ссылке) - https://ok.ru/video/1046956608166 
Книгу «История Алапаевской УЖД. 1898». — Алапаевск, 2004. — 196 с. можно взять в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина (ул. Ленина, 33).
В книге опубликованы материалы по истории Алапаевской УЖД, предоставленные музеем УЖД.
https://www.youtube.com/watch?v=HTncEFZXNnIАлапаевская узкоколейка по-прежнему остается «Дорогой жизни» на Урале - Россия 24

Комментариев нет:

Отправить комментарий