90 лет назад, 3 августа 1928 года,
родился художник Виталий Волович
ОСОБЕННОЕ
ИСКУССТВО
«Виталий
Волович личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело
сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее. Человек в
высшей степени умный. В компании - азартный, шумный, веселый, остроумный,
дуэлянт в споре. Художник с мировым именем. Я же ограничусь тем, что скажу
главное: он мой друг, и я этим горжусь» - из записок Михаила Брусиловского.
Когда будущему художнику было четыре
года, его семья переехала из Приморского края в Свердловск. Окончив в 1948 году
Свердловское художественное училище, Виталий Волович начал сотрудничать со
Среднеуральским книжным издательством: он оформлял обложки и делал иллюстрации
к книгам. «Моя работа в издательском деле
начиналась абсолютно безрадостно. Мне предложили сделать иллюстрации к рассказу
«Суворовец», и я нарисовал несколько картинок: «Партизаны взрывают поезд»,
«Дети лепят снежную бабу»… Носил их в издательство тринадцать раз – и
тринадцать раз художественный редактор делал мне замечания. В конце концов он
их принял, но не потому, что они были хороши, а потому что издание уже шло в
набор».
Виталий Михайлович признается, что не
относился к иллюстрации книг серьезно, пока дело не приняло нешуточный оборот. «Мне предложили сделать «Кладовую солнца»
Михаила Пришвина. Было очень интересно поработать с хорошей литературой! И
когда книга вышла, Пришвин сам написал письмо в издательство: «Кладовую солнца»
издавали бесчисленное количество раз разные страны, и у меня на полке
«Кладовые» всех размеров и цветов. Но Ваша — лучшая». Тогда я и осознал, что
книжная иллюстрация – это важное для меня дело».
«Как-то
я собрал свои картины и рисунки и отправился в Москву. Там мне сразу заказали
иллюстрации к «Песне о соколе» и «Песне о буревестнике» Максима Горького,
пролетарского писателя. Книга получила много наград, и мне предложили
участвовать в международном конкурсе иллюстраторов в Лейпциге. Я выбрал романы
Стивенсона – и получил серебряную медаль! После этого я понял, какая литература
заставляет меня трепетать, а новый статус поставил меня в привилегированное
положение: теперь я предлагал творческие заявки, а не просто выполнял заказы», — вспоминает
художник.
Известность
В. Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы: «Слова
о полку Игореве»,
«Ричарда
III»,
«Романа о Тристане и Изольде» и других
произведений.
На вопрос:
«Но почему вы
всегда иллюстрировали книги, а не писали картины?» – он ответил – «Я даже не помышлял об этом. Моя мама была писательница, а отчим -
писатель, издание книг считалось смыслом жизни, венцом. Мое детство прошло в
замечательной библиотеке отчима, там были мощные иллюстрированные фолианты -
Шекспир, Жуковский, «Песнь о Роланде», «Потерянный и возвращенный рай» Джона
Милтона».
О своём творческом методе сам художник
пишет так: «…Много лет, работая над
иллюстрациями к классической литературе, я пытался преодолеть однозначность
сюжета, его «иллюстративность». Главным было передать атмосферу произведения,
понять его идеи. Но идея живет в форме, во всех других случаях она
декларативна. И все-таки для меня поиски идеи и сюжета были не менее
увлекательны, чем работа над формой. Мне нравилось размышлять над текстом, над
возможностями его интерпретации, угадывать атмосферу произведения, искать
пластику, адекватную его образам».
Помимо иллюстрации, Волович создает
офорты: в его мастерской станок занимает отдельную комнату. Процесс создания
каждого оттиска трудоемок и кропотлив (техника практически не изменилась за
несколько веков, несмотря на технический прогресс), и на создание одного листа
небольшого формата может уходить до нескольких месяцев. Можно только
восхищаться характером мастера, однако он сам другого мнения: «Характер требовался бы в том случае, если
бы я не любил это делать и по какой-то причине был вынужден. Но я-то люблю и
рвусь, для меня сидеть с карандашом и кисточкой – невероятное наслаждение».
«Каждую осень в течение почти пятидесяти лет
я уезжаю на этюды. В основном с Лешей Казанцевым. Изредка – один. В прежние
годы – далеко. Сахалин, Белое море, Соловки, Средняя Азия... Потом – ближе.
Суздаль, Гороховец, Тобольск... Еще позже – совсем рядом. Таватуй, Чусовая,
Волыны. Если мы не могли никуда поехать, то выходили рисовать в город. К
сожалению, первые листы я нарисовал лишь году в 1970 или 75, и понял, насколько
это интересно. А вот если бы начал на десяток лет раньше – я бы еще многое
застал в городе.
Режим
в поездках жесточайший: подъем в 7 утра, а потом по 10—12 часов на ногах, в
любую погоду. Этот порядок не меняется никогда, даже сейчас, когда оба мэтра,
мягко говоря, не юны. В каких только условиях мы не рисовали. Замерзали.
Изнемогали от жары. Мокли под дождями... Ночевали в сырой бане. В общежитии под
лестницей... Иногда – впроголодь... Но это были счастливые дни. Может быть,
самые счастливые...
Когда работаешь с натуры, неизбежно
возникают отношения со зрителями. Пишем улицу старого города. Это уже в
Екатеринбурге. Подходят два сильно подвыпивших мужика. Покачиваясь, смотрят...
Молча уходят. Леша говорит:
– Обидно. Не признает нас народ...
Один мужик возвращается. Достает из
кармана две вяленые воблы. Кладет на палитру. Мне и Леше. Так же молча уходит.
– Ну, – говорю я, – это не признание?
Выше, может, у нас и не было. Да и вряд ли будет».
Виталий Михайлович Волович настоящий
трудоголик: вот уже много лет он проводит в мастерской по 9-10 часов каждый
день, а если случаются вынужденные «выходные», то у него ощутимо портится
настроение: «Все лучшее, что происходит в
моей жизни, происходит в мастерской! Представить не могу, что если бы не было у
меня этой профессии, то я бы уже 20 лет был на пенсии и не знал, куда себя
деть! Во мне все ликует от недостатка времени и желания бежать в мастерскую,
где меня ждет интереснейшая работа, которую я сам себе придумываю. Я спешу сюда
с невероятным желанием и ухожу с неохотой».
Виталий Волович – самый титулованный
уральский художник-график. Его творчество уже давно стало школой ни для одного
поколения художников. Иллюстрации из книг в его оформлении входят в собрания
музейных коллекций, украшают залы галерей и аукционов по всему миру.
В 2007 году ему вручена золотая медаль
Российской академии художеств – «За особенное искусство и познание художеств».
Он человек принципов — ненавидит
стадность и нормативы, моду и угоду. Принципы свои он не декларирует на каждом
углу — он так живет и доказывает своим творчеством и человеческими поступками
приверженность своей собственной системе координат. За что и интересен, за что
по-человечески востребован и любим.
В настоящее время живёт и работает в
Екатеринбурге.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий