7 июня 2018 года исполняется 80 лет
Александру Дольскому - поэту, прозаику, музыканту, певцу, актёру.
СТИХИ И МУЗЫКА НЕОТДЕЛИМЫ
Так хочется,
пока живешь на свете,
Наслушаться прибоя и скворцов,
Настроить фантастических дворцов,
И не бояться быть за них в ответе.
А. Дольский
Александр Дольский родился в городе Свердловске в
семье оперного певца и балерины. У него с раннего детства проявился музыкальный
дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь
репертуар Свердловского театра, где работали его родители. Вскоре у него
возникло желание самому научиться играть на каком-нибудь музыкальном
инструменте. Александр выбрал гитару. Вопреки мнению матери, опасавшейся, что
занятия гитарой отрицательно повлияют на успехи сына в школе, он сам достал
гитару и вскоре уже играл в школьном оркестре. Сначала это была семиструнная
гитара. До тех пор, пока он однажды не услышал шестиструнку. И понял: это то,
что ему нужно. В то время он играл на гитаре классику.
В 10 лет он впервые вышел на профессиональную сцену.
Примерно в это же время стал сочинять музыку. Сначала на стихи Есенина,
Лермонтова, Пушкина. «Потом у меня
появился друг - старый профессор, который преподавал историю живописи и
литературы. Я проводил времени у него больше, чем дома. Он знакомил меня с
редкими тогда книгами и подвигал меня на сочинение стихов. Многие свои песни я
сочинил именно тогда, в 14-16 лет» - вспоминает А. Дольский.
Позднее Александр экспериментировал на многих других
инструментах: с 1-го курса Политехнического института играл в студенческом
ансамбле на контрабасе, саксофоне, банджо, конферировал и даже писал тексты к
модным тогда танцевальным мелодиям - року и твисту. Однако так и остался
преданным рыцарем гитары.
Жизнь бросала А.Дольского в разные стороны. Трудовую
деятельность сразу после школы он начал слесарем-инструментальщиком на заводе "Уралэлектроаппарат",
потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле.
В 1958 году поступил на строительный факультет
Свердловского политехнического института. Одновременно стал заниматься на
вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по
классу гитары у преподавателя Владимира Савиных. Вскоре Дольский попал в руки
известного на Урале гитариста и педагога Л.А. Воинова. Услышав игру начинающего
музыканта, влюбленный в гитару Лев Алексеевич сам предложил с ним заниматься и
несколько лет отдавал Дольскому не только время, но и душу. Он не щадил своего
ученика, ставил перед ним сложные профессиональные задачи, заставлял играть
классику, современных композиторов. Недаром в репертуаре А. Дольского есть
песня, посвященная этому инструменту "влюбленных и романтиков":
Оркестрик
бродяг и скитальцев -
На вид и легка и послушна.
До крови изранены пальцы
У тех, кто постиг ее душу.
На вид и легка и послушна.
До крови изранены пальцы
У тех, кто постиг ее душу.
В 1961 году он был приглашен для участия в первом
послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Участвовал в третьем туре в
Москве и стал дипломантом конкурса. После чего получил аттестационное
удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста
(гитара). После этого меня сразу пригласили в филармонию.
Постепенно, работая со Свердловским Драматическим
театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочиняя песни
для спектаклей, для видовых и научно-популярных кинофильмов Свердловской
киностудии, Александр Дольский находит свою творческую манеру.
С 1966 года начались активные поездки и выступления
с сольными концертами по всему Советскому Союзу. Александра Дольского начинают
приглашать на Свердловское радио, телевидение. Но по-настоящему вера в себя
пришла к нему на фестивалях самодеятельной песни. В 1968 году А. Дольский
принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском
Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление и победа на
Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина.
Между тем после окончания института А. Дольский
работал инженером-конструктором в тресте "Уралстальконструкция",
потом окончил аспирантуру Уральского политехнического института и преподавал
математические методы студентам кафедры "Экономика и организация строительного
производства", вел научные исследования. Ему предстояла бы, возможно,
большая научная карьера. Однако его методика удешевления строительного
проектирования была встречена в штыки, ибо противоречила личным интересам тысяч
функционеров от науки.
В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся
известными во всей стране, но содержание их, столь близкое публике, находившей
в его поэзии источник жизнеутверждения, остается под запретом цензуры. Часть
его многочисленных песен принадлежит в это время культуре андерграунда, но и
здесь они разнятся от песен других авторов: их отличает высокая музыкальность,
виртуозность исполнения и высокий поэтический смысл.
В 1974 году Александр Дольский переезжает в
Ленинград. Именно тогда он окончательно отошел от любительства. Аркадий
Райкин предлагает ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр. Его
избирают членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). Начались
активные поездки А. Дольского с творческими выступлениями по России, Германии,
США, Израилю, Австралии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии,
Великобритании. Пластинки Александра Дольского, выпущенные миллионными
тиражами, распродаются полностью, его концертов ожидают во всех концах бывшего
Советского Союза, и они собирают даже тысячные аудитории. Помимо песен,
выпущено несколько поэтических сборников. Также музыкант написал цикл песен для
российского кинематографа.
В творчестве Александра Дольского есть одна
особенность, выгодно отличающая его от многих исполнителей, поющих под
собственное сопровождение на гитаре. Гитара Дольского - его равный партнер, и
ей принадлежит половина успеха. Пальцы его в свое время были "изранены
струнами" не зря. Он владеет инструментом виртуозно.
В 1989 году А. Дольскому присвоено звание
Заслуженного артиста России. За большой вклад в русскую культуру ему уже второй
год присуждается Президентская стипендия. В 2002 году он удостоен
Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.
В свободное время Александр Александрович увлекается
живописью.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Ольга
КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий