Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

четверг, 24 мая 2018 г.

 7 июня 2018 года исполняется 80 лет Александру  Дольскому - поэту, прозаику, музыканту, певцу, актёру.

СТИХИ И МУЗЫКА НЕОТДЕЛИМЫ

Так хочется, пока живешь на свете, 
 Наслушаться прибоя и скворцов, 
 Настроить фантастических дворцов, 
 И не бояться быть за них в ответе. 
А. Дольский

Александр Дольский родился в городе Свердловске в семье оперного певца и балерины. У него с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители. Вскоре у него возникло желание самому научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Александр выбрал гитару. Вопреки мнению матери, опасавшейся, что занятия гитарой отрицательно повлияют на успехи сына в школе, он сам достал гитару и вскоре уже играл в школьном оркестре. Сначала это была семиструнная гитара. До тех пор, пока он однажды не услышал шестиструнку. И понял: это то, что ему нужно. В то время он играл на гитаре классику.

В 10 лет он впервые вышел на профессиональную сцену. Примерно в это же время стал сочинять музыку. Сначала на стихи Есенина, Лермонтова, Пушкина.  «Потом у меня появился друг - старый профессор, который преподавал историю живописи и литературы. Я проводил времени у него больше, чем дома. Он знакомил меня с редкими тогда книгами и подвигал меня на сочинение стихов. Многие свои песни я сочинил именно тогда, в 14-16 лет» - вспоминает А. Дольский.

Позднее Александр экспериментировал на многих других инструментах: с 1-го курса Политехнического института играл в студенческом ансамбле на контрабасе, саксофоне, банджо, конферировал и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям - року и твисту. Однако так и остался преданным рыцарем гитары. 
Жизнь бросала А.Дольского в разные стороны. Трудовую деятельность сразу после школы он начал слесарем-инструментальщиком на заводе "Уралэлектроаппарат", потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле.
 
В 1958 году поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. Одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары у преподавателя Владимира Савиных. Вскоре Дольский попал в руки известного на Урале гитариста и педагога Л.А. Воинова. Услышав игру начинающего музыканта, влюбленный в гитару Лев Алексеевич сам предложил с ним заниматься и несколько лет отдавал Дольскому не только время, но и душу. Он не щадил своего ученика, ставил перед ним сложные профессиональные задачи, заставлял играть классику, современных композиторов. Недаром в репертуаре А. Дольского есть песня, посвященная этому инструменту "влюбленных и романтиков": 
Оркестрик бродяг и скитальцев -
На вид и легка и послушна.
До крови изранены пальцы
У тех, кто постиг ее душу.


В 1961 году он был приглашен для участия в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Участвовал в третьем туре в Москве и стал дипломантом конкурса. После чего получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара). После этого меня сразу пригласили в филармонию.

Постепенно, работая со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочиняя песни для спектаклей, для видовых и научно-популярных кинофильмов Свердловской киностудии, Александр Дольский находит свою творческую манеру.

С 1966 года начались активные поездки и выступления с сольными концертами по всему Советскому Союзу. Александра Дольского начинают приглашать на Свердловское радио, телевидение. Но по-настоящему вера в себя пришла к нему на фестивалях самодеятельной песни. В 1968 году А. Дольский принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление и победа на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина.

Между тем после окончания института А. Дольский работал инженером-конструктором в тресте "Уралстальконструкция", потом окончил аспирантуру Уральского политехнического института и преподавал математические методы студентам кафедры "Экономика и организация строительного производства", вел научные исследования. Ему предстояла бы, возможно, большая научная карьера. Однако его методика удешевления строительного проектирования была встречена в штыки, ибо противоречила личным интересам тысяч функционеров от науки.

В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными во всей стране, но содержание их, столь близкое публике, находившей в его поэзии источник жизнеутверждения, остается под запретом цензуры. Часть его многочисленных песен принадлежит в это время культуре андерграунда, но и здесь они разнятся от песен других авторов: их отличает высокая музыкальность, виртуозность исполнения и высокий поэтический смысл.

В 1974 году Александр Дольский переезжает в Ленинград. Именно тогда он окончательно отошел от любительства. Аркадий Райкин предлагает ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр. Его избирают членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). Начались активные поездки А. Дольского с творческими выступлениями по России, Германии, США, Израилю, Австралии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании. Пластинки Александра Дольского, выпущенные миллионными тиражами, распродаются полностью, его концертов ожидают во всех концах бывшего Советского Союза, и они собирают даже тысячные аудитории. Помимо песен, выпущено несколько поэтических сборников. Также музыкант написал цикл песен для российского кинематографа.

В творчестве Александра Дольского есть одна особенность, выгодно отличающая его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре. Гитара Дольского - его равный партнер, и ей принадлежит половина успеха. Пальцы его в свое время были "изранены струнами" не зря. Он владеет инструментом виртуозно.

В 1989 году А. Дольскому присвоено звание Заслуженного артиста России. За большой вклад в русскую культуру ему уже второй год присуждается Президентская стипендия. В 2002 году он удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.
В свободное время Александр Александрович увлекается живописью.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий