Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

четверг, 9 апреля 2015 г.

Кентавр: Эрнст Неизвестный

Эрнст Неизвестный
К 90-летию Эрнста Иосифовича Неизвестного,
скульптора, графика с мировым именем.

«Я не могу воспринимать мелочи жизни 
с той же силой, как другие, 
у меня другое измерение».

       Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля в 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и биохимика, литератора и поэтессы Беллы Абрамовны Дижур. «Научные интересы бушевали в доме, мама занималась теософией. Научные познания моего отца, которые были безграничны, меня интересовали тоже. Это наложило отпечаток на то, что, будучи художником, то есть принципиальным сумасшедшим, я обладал инстинктом философа и естествоиспытателя. И так развивался всю жизнь, параллельно». Лепить маленький Эрик начал очень рано, хотя, по его сло­вам, всю жизнь метался между искусством и биоло­гией, искусством и философией. « В детстве я лепил из хлебного мякиша кентавриков. Однажды тетя возмутилась, время не было богатым. Мама ей ответила: «Для моего сына искусство важнее пищи».  Посещал  студию изобразитель­ного искусства Свердловского Дворца пионеров.
       Поступил в школу для одаренных де­тей при Академии художеств СССР, и когда началась война, из Ленинграда  вместе со школой был эвакуирован в Самарканд. В августе 1942 года добровольцем ушёл на фронт. «Это был период моего патриотизма. У меня до сих пор сохранились военные документы. Мне тогда было 17 лет, мне казалось, что происходит история, что история пройдет мимо меня, если я отсижусь в тылу, и я рвался на фронт всеми силами». Офицер-десантник Неизвестный воевал на 2-м Украинском фронте и своими  глазами видел смерть, видел мужчин, женщин и детей, растерзанных и изувеченных орудиями современной техники.
Из цикла "Война - это..."
Он сам чудом избежал гибели и был демобилизован с тяжелыми ранениями, инвалидом второй группы... «Исходным опытом, который заставил меня по- новому взглянуть на искусство, была война... Вой­на — это чужеродный элемент в живом, ведущий к смерти... Сила, становящаяся частью людей и за­ставляющая их убивать друг друга». Впоследствии он создал целую  серию скульптур под названием «Война – это…».
        После войны Неизвестный возвратился в Свердловск, некоторое время  преподавал рисование в Суворовском училище. Затем  уехал в Ригу учиться в Академии художеств Латвийской ССР.   В 1954-м  -  закончил Московский государственный художественный институт имени В. Сурикова. Параллельно учился на философском факультете Московского государственного университета. И в 1955-м был принят в Союз художников СССР. Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» - подчеркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры.
       В творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции. Основной объект творчества художника  — человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции. В некоторых произведениях  искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью.
Одно из ключевых слов в творчестве Неизвестного — синтез. Возможно, именно после тяжелейшего ранения на войне, закованный надолго в гипс, Эрнст Неизвестный впервые задумался о возможностях человеческого тела, его пластике и немощи, о протезах и конструкциях. Здесь истоки его образов — кентавры, полуроботы, люди-машины.
Кентавр
   Кентавр – одна из самых любимых фигур скульптора. В античной мифологии он означает диалог человеческой сути и животного начала, а в версии Эрнста - соединение живой природы и техники. «Еще меня называют Кентавром в том смысле, что я являюсь мостом между Востоком и Западом. Это произошло органически: я родился на Урале – в евроазиатском пространстве – и вырастал в атмосфере единения Востока и Запада».
       Ключевой в судьбе Неизвестного стала перепалка с Никитой Хрущевым, главой Советского Союза, на выставке в Московском манеже в 1962 году. Хрущев  назвал его работы «дегенеративным искусством» и  обвинил художника в «искажении лиц советских людей». Так или иначе, но свершившийся факт противостояния был крупным актом гражданского мужества. Он делает честь худож­нику, отчетливо понимавшему, что без последствий его поведение, разумеется, не останется. «После эпизода с Хрущевым я на десять лет был выброшен из обра­щения как профессиональный художник. Я умудрился из­дать иллюстрации к Достоевскому, поставить скуль­птуры в Риге и Крыму, но они были заказаны до 1962 года, их просто перевели в камень и металл. Под своим именем мне в эти 10лет не удалось продать ничего». Несколько лет Неизвестного не выставляли. И только после снятия Хрущева опала закончилась. Скульптор снова стал получать госзаказы. Его персональные выставки проходили не только в Советском Союзе, но и за рубежом.  
      В 1968 году он выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»). «Вот когда я сделал Асуан, тогда все прорвалось сразу. Но для меня это уже было поздно». Скульптура Эрнста Неизвестного "Прометей" из алюминия была установлена в павильоне СССР на Международной выставке "Электро-72". В 1974 году он  создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В  1975 году оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.

Цветок лотоса
Прометей



   











       


 В 1976 году Неизвестный уезжает из СССР. Сначала в Европу, потом в Америку.  Он говорит, что уже не чувствовал радости три­умфа. Все, чего он хотел, — это спокойно работать. Считал трагическим, что все время приходится думать о тех усилиях, которые необходимо для этого предпринимать. Он, по его словам, понял, что у него нет достаточно силы, чтобы бороть­ся с ветряными мельницами. Это реальная причина, почему он решил покинуть Советский Союз. 
  Всего за несколько лет работы в США Неизвестный стал одним из самых знаменитых и состоятельных скульпторов мира. В Америке он выполняет ряд очень дорогих его сер­дцу работ — скульптурный портрет (бронзовую голо­ву) Дмитрия Шостаковича для Центра Кеннеди в Ва­шингтоне, памятник на могиле Андрея Тарковского в Париже... В 1986 году он избирается в шведскую Королевскую академию искусств. В том же году, там же в  Швеции открывается  музей «Дерево жизни», посвященный рабо­там Неизвестного. Сам Эрнст Иосифович на вопрос, считает ли он, что состоялся как творческая личность в США, отве­чает: «На 100 процентов!»
      Начиная с конца 80-х годов, он все чаще бывает в России. И все чаще и чаще здесь работает: сделал памятник «Исход и возвращение» для города Эли­сты (Калмыкия), посвященный насильственной де­портации при Сталине и возвращению калмыков в родные места. В Одессе, рядом с Золотым Дюком, органично вписалась в облик и ритм знаменитого города его скульптура «Золотое дитя». Приехал он на родину с грандиозным проектом памятника жертвам на­силия, части которого собирался поставить в трех точ­ках колоссального евроазиатского пространства: в Магадане, Воркуте и Свердловске.  
Маска скорби
В 1996 году магаданская часть памятника «Маска скорби» заняла свое место среди суровых северных равнин. На два других памятника денег не хватило, и они до сих пор не поставлены. «Самый значительный для меня – это памятник жертвам репрессий в Советском Союзе, это 15-метровый монумент «Маска скорби», установленный в Магадане».
Орфей
 А еще Неизвестный в России — это широко извес­тная статуэтка "Орфей", которая стала наградой победителям российского телевизионного конкурса ТЭФИ.
     В Екатеринбурге 9 апреля 2013 года  был открыт первый в России Художественный Музей Эрнста Неизвестного. Экспозиция музея составлена из работ, полученных в дар как от самого скульптора, так и из других коллекций. «Открытие музея в Екатеринбурге для меня было неожиданным сюрпризом. Я очень доволен. Я работал всю жизнь и продолжаю работать не для какого-то абстрактного искусства, а для людей, поэтому для меня важно выставляться».


При подготовке статьи использованы источники:

Блинов, В. Известность Неизвестного / В. Блинов  // Корепанов Н. С. Город посредине России : культур.-ист. очерки / Николай Корепанов, Владимир Блинов.  - Екатеринбург : Сократ, 2006. - С. 234-248 : ил.
Возвращение Неизвестного / фото В. Донецкого // Культура Урала. - 2013. - № 4. - С. 4-5. - (Фоторепортаж).
Матафонова, Ю. Эрнст Неизвестный : древо жизни / Ю. Матафонова. – Екатеринбург : Пакрус, 2001. – 157 с. : ил. - (Урал. XXI век).
Соколовская, М. Художник с характером // Эксперт-Урал. - Екатеринбург, 2012. - № 10. - С. 26-28: ил.
Эрнст Неизвестный / сост. М. Чеботаева // Уральский характер: люди-звёзды!  - Екатеринбург, 2014. -  С. 108-111 : ил. 

                                                                                                   Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий