Эрнст Неизвестный |
К 90-летию Эрнста
Иосифовича Неизвестного,
скульптора, графика с
мировым именем.
«Я не могу воспринимать мелочи жизни
с той же силой, как другие,
у меня другое измерение».
с той же силой, как другие,
у меня другое измерение».
Эрнст
Иосифович Неизвестный родился 9
апреля в 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача Иосифа
Моисеевича Неизвестного и биохимика, литератора и поэтессы Беллы Абрамовны
Дижур. «Научные интересы бушевали в доме,
мама занималась теософией. Научные познания моего отца, которые были
безграничны, меня интересовали тоже. Это наложило отпечаток на то, что, будучи
художником, то есть принципиальным сумасшедшим, я обладал инстинктом философа и
естествоиспытателя. И так развивался всю жизнь, параллельно». Лепить
маленький Эрик начал очень рано, хотя, по его словам, всю жизнь метался между
искусством и биологией, искусством и философией. « В детстве я лепил из хлебного мякиша кентавриков. Однажды тетя
возмутилась, время не было богатым. Мама ей ответила: «Для моего сына искусство
важнее пищи». Посещал студию изобразительного искусства Свердловского
Дворца пионеров.
Поступил
в школу для одаренных детей при Академии художеств СССР, и когда началась
война, из Ленинграда вместе со школой
был эвакуирован в Самарканд. В августе 1942 года добровольцем ушёл на фронт. «Это был период моего патриотизма. У меня до
сих пор сохранились военные документы. Мне тогда было 17 лет, мне казалось, что
происходит история, что история пройдет мимо меня, если я отсижусь в тылу, и я
рвался на фронт всеми силами». Офицер-десантник Неизвестный воевал на 2-м
Украинском фронте и своими глазами видел смерть, видел мужчин, женщин и
детей, растерзанных и изувеченных орудиями современной техники.
Он сам чудом
избежал гибели и был демобилизован с тяжелыми ранениями, инвалидом второй
группы... «Исходным опытом, который
заставил меня по- новому взглянуть на искусство, была война... Война — это
чужеродный элемент в живом, ведущий к смерти... Сила, становящаяся частью людей
и заставляющая их убивать друг друга». Впоследствии он создал целую серию скульптур под названием «Война – это…».
Из цикла "Война - это..." |
В
творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции.
Основной объект творчества художника —
человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от
любой искусственной конструкции. В некоторых произведениях искалеченные, разбитые тела или части тел
обладают особой шокирующей выразительностью.
Одно
из ключевых слов в творчестве Неизвестного — синтез. Возможно, именно после
тяжелейшего ранения на войне, закованный надолго в гипс, Эрнст Неизвестный
впервые задумался о возможностях человеческого тела, его пластике и немощи, о
протезах и конструкциях. Здесь истоки его образов — кентавры, полуроботы,
люди-машины.
Кентавр |
Кентавр
– одна из самых любимых фигур скульптора. В античной мифологии он означает
диалог человеческой сути и животного начала, а в версии Эрнста - соединение
живой природы и техники. «Еще меня
называют Кентавром в том смысле, что я являюсь мостом между Востоком и Западом.
Это произошло органически: я родился на Урале – в евроазиатском пространстве –
и вырастал в атмосфере единения Востока и Запада».
Ключевой в судьбе Неизвестного стала перепалка с Никитой Хрущевым, главой
Советского Союза, на выставке в Московском манеже в 1962
году. Хрущев назвал его работы «дегенеративным
искусством» и обвинил художника в «искажении лиц советских людей». Так или
иначе, но свершившийся факт противостояния был крупным актом гражданского
мужества. Он делает честь художнику, отчетливо понимавшему, что без
последствий его поведение, разумеется, не останется. «После эпизода с Хрущевым я на десять лет был выброшен из обращения
как профессиональный художник. Я умудрился издать иллюстрации к Достоевскому,
поставить скульптуры в Риге и Крыму, но они были заказаны до 1962 года, их
просто перевели в камень и металл. Под своим именем мне в эти 10лет не удалось
продать ничего». Несколько лет Неизвестного не
выставляли. И только после снятия Хрущева опала закончилась. Скульптор снова
стал получать госзаказы. Его персональные выставки проходили не только в
Советском Союзе, но и за рубежом.
В 1968 году он выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»). «Вот когда я сделал Асуан, тогда все прорвалось сразу. Но для меня это уже было поздно». Скульптура Эрнста Неизвестного "Прометей" из алюминия была установлена в павильоне СССР на Международной выставке "Электро-72". В 1974 году он создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В 1975 году оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.
В 1968 году он выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»). «Вот когда я сделал Асуан, тогда все прорвалось сразу. Но для меня это уже было поздно». Скульптура Эрнста Неизвестного "Прометей" из алюминия была установлена в павильоне СССР на Международной выставке "Электро-72". В 1974 году он создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В 1975 году оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.
Цветок лотоса |
Прометей |
В 1976 году
Неизвестный уезжает из СССР. Сначала в Европу, потом в Америку. Он говорит, что уже не чувствовал радости триумфа.
Все, чего он хотел, — это спокойно работать. Считал трагическим, что все время
приходится думать о тех усилиях, которые необходимо для этого предпринимать. Он,
по его словам, понял, что у него нет достаточно силы, чтобы бороться с
ветряными мельницами. Это реальная причина, почему он решил покинуть Советский
Союз.
Всего за
несколько лет работы в США Неизвестный стал одним из самых знаменитых и
состоятельных скульпторов мира. В
Америке он выполняет ряд очень дорогих его сердцу работ — скульптурный портрет
(бронзовую голову) Дмитрия Шостаковича для Центра Кеннеди в Вашингтоне,
памятник на могиле Андрея Тарковского в Париже... В 1986 году он избирается в
шведскую Королевскую академию искусств. В том же году, там же в Швеции открывается музей «Дерево жизни», посвященный работам
Неизвестного. Сам Эрнст Иосифович на вопрос, считает ли он, что состоялся как
творческая личность в США, отвечает: «На 100 процентов!»
Начиная с конца 80-х годов, он все чаще
бывает в России. И все чаще и чаще здесь работает: сделал памятник «Исход и
возвращение» для города Элисты (Калмыкия), посвященный насильственной депортации
при Сталине и возвращению калмыков в родные места. В Одессе, рядом с Золотым
Дюком, органично вписалась в облик и ритм знаменитого города его скульптура
«Золотое дитя». Приехал он на родину с грандиозным проектом памятника жертвам
насилия, части которого собирался поставить в трех точках колоссального
евроазиатского пространства: в Магадане, Воркуте и Свердловске.
В 1996 году магаданская часть памятника «Маска
скорби» заняла свое место среди суровых северных равнин. На два других
памятника денег не хватило, и они до сих пор не поставлены. «Самый
значительный для меня – это памятник жертвам репрессий в Советском Союзе, это
15-метровый монумент «Маска скорби», установленный в Магадане».
Маска скорби |
Орфей |
А еще Неизвестный в России — это широко известная
статуэтка "Орфей", которая стала наградой победителям российского
телевизионного конкурса ТЭФИ.
В Екатеринбурге 9 апреля 2013 года был открыт
первый в России Художественный Музей Эрнста Неизвестного. Экспозиция музея составлена из
работ, полученных в дар как от самого скульптора, так и из других коллекций. «Открытие музея в
Екатеринбурге для меня было неожиданным сюрпризом. Я очень доволен. Я работал
всю жизнь и продолжаю работать не для какого-то абстрактного искусства, а для
людей, поэтому для меня важно выставляться».
При подготовке статьи использованы источники:
Блинов, В. Известность Неизвестного / В. Блинов // Корепанов Н. С. Город посредине России : культур.-ист. очерки / Николай Корепанов, Владимир Блинов. - Екатеринбург : Сократ, 2006. - С. 234-248 : ил.
Блинов, В. Известность Неизвестного / В. Блинов // Корепанов Н. С. Город посредине России : культур.-ист. очерки / Николай Корепанов, Владимир Блинов. - Екатеринбург : Сократ, 2006. - С. 234-248 : ил.
Возвращение Неизвестного / фото В. Донецкого // Культура Урала. - 2013. - №
4. - С. 4-5. - (Фоторепортаж).
Матафонова, Ю. Эрнст Неизвестный : древо жизни / Ю. Матафонова. –
Екатеринбург : Пакрус, 2001. – 157 с. : ил. - (Урал. XXI век).
Соколовская, М. Художник с характером // Эксперт-Урал. - Екатеринбург, 2012.
- № 10. - С. 26-28: ил.
Эрнст Неизвестный / сост. М. Чеботаева // Уральский характер: люди-звёзды! - Екатеринбург, 2014. - С. 108-111 : ил.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий