305 лет назад была освящена церковь во имя святой великомученицы
Екатерины в Невьянском Богоявленском монастыре
Екатерининская
церковь
Алапаевская церковь во имя святой великомученицы
Екатерины имеет непростую и очень интересную историю.
Первоначально она была построена
на территории мужского Невьянского Богоявленского монастыря. История самого
монастыря началась, когда первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприян,
прибывший весной 1621 года в Верхотурье узнаёт, что по реке Невье недавно
поселились казанские крестьяне. Он повелевает основать в их селе монастырь.
Осенью того же года монастырь был заложен, но не в самой слободе, а 13
верстах выше, на крутом левом берегу.
Окончательно монастырь был построен в 1662 году и назван по воле христиан во
имя Богоявления божественной троицы. После очередного набега кочевников в 1701
году был отстроен главный приходский Богоявленский храм, при котором открылась своя
монастырская школа и приют для страждущих и сирых. Одновременно в стенах
монастыря на западной стороне сооружалась и вторая, кладбищенская церковь. Строили
её из добротных стволов лиственницы.
Святая великомученица Екатерина |
Церковь Пятикупольная: четыре купола по углам в
честь четырёх евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. А главный купол - Иисус
Христос. Освящена она была 24 ноября 1711 года, в день святой великомученицы
Екатерины. Эта мудрая женщина жила в Восточной провинции Римской империи в
первом веке. Она проповедовала новую христианскую религию, за что была
подвергнута мучениям и погибла от рук гонителей христиан, но не отказалась от
своей веры. Православная церковь причислила её к сонму святых.
Во второй половине 18-го века по Указу императрицы Екатерины
II по всей России развернулось строительство каменных церковных храмов, как
более долговечных и пожаростойких. Так в 1783 году Богоявленский монастырь из-за
ветхости строений был упразднён. Священнослужители и монахи со всем церковным
скарбом, библиотекой и ценными бумагами переехали в Абалак под Тобольск, где уже
были построены три каменные церкви. Монастырские крестьяне перешли под
управление государственной коллегии экономии и стали называться экономическими
крестьянами, а поселение, где стоял монастырь – Невьянским Экономическим селом (ныне
Кировское). С ликвидацией монастыря отпала и надобность двух церквей в одном
селе.
В то же время рабочие Алапаевского железоделательного завода требовали от
Верхотурского воеводы строительства своей церкви. Но по указу Петра I запрещалось строительство
новых монастырей за Уралом. Вот тогда-то и было решено перенести Екатерининскую
церковь из села Невьянского в город Алапаевск. В начале 1792 года её разобрали по брёвнам и на конных подводах
перевезли к самому заводу на берег
Нейвы, на городское кладбище, южнее заводского селения.
Фото Петра Китаева |
В 1832 году, в период строительства нового Нейво-Алапаевского завода было решено
перенести церковь на северо-восточную окраину Алапаевска. В этом месте было
отведено и новое кладбище. Хоть и из прочного дерева была срублена церковь, но
время неумолимо делало своё губительное дело. Встал вопрос о замене прогнившего
дерева на кирпич. Денег с добровольных пожертвований прихожан не хватало.
И тогда за строительство
новой церкви взялся на свои личные средства богатый предприимчивый алапаевский
купец Николай Иванович Абрамов. Красивую каменную церковь выстроили неподалеку от прежней. После
сооружения храма в нем сразу были сделаны росписи, фрагменты которых сохранились
на куполе. Сохранившийся до наших дней
иконостас изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских, на пожертвования
рабочих металлургического завода.
После революции в мае - июне 1918 года храм стал
последним, где молилась Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, сестра последней
русской императрицы, и другие великородные узники, находившиеся в заточении в
Алапаевске.
В годы советской власти храм единственный на территории большой округи никогда не закрывался. Произошло это во многом благодаря сильной православной общине. Власти не решились закрыть все храмы в городе и сохранили удаленную от центра кладбищенскую церковь. Ядром церковной общины были монахини закрытого в середине 1920-х годов Бобровского женского монастыря, находившегося недалеко от Алапаевска. После разрушения обители многие из них пришли в Екатерининскую церковь.
Здесь в самые тяжелые для православия времена они сохраняли церковную
жизнь согласно старинным правилам: жили, убирали храм, сторожили, крестили,
отпевали, проповедовали, терпели гонения от властей. До наших дней в храме
сохрани лось много старинных икон. Они были собраны из многих закрытых и
разрушенных храмов и тем самым спасены от уничтожения в советские годы. Вряд
ли в каком-либо другом храме Среднего Урала находится столько древних икон,
почитаемых чудотворными.
Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница |
Верующие особенно
почитают икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Икона была написана в 1904
году в русском монастыре святого целителя Пантелеймона на Афоне и затем
торжественно проследовала в Бобровскую обитель. Еще до революции икона
прославилась чудотворениями. По преданию, в 20-е годы, когда из монастыря
забирали церковные ценности, произошло чудо: богоборцы пытались выбросить
икону из церкви, но не смогли этого сделать. Икона стала настолько тяжелой, что
с места ее никто не мог сдвинуть.
В
1995 году Екатерининский храм был приписан к мужскому монастырю Новомучеников
Российских (неподалеку от Алапаевск) и сейчас, как и много лет назад, снова
является подворьем мужского монастыря.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий