Классик
деревенской прозы
Его
книги нельзя «глотать», их нужно именно читать, впитывая медленно, через кожу,
проживая и прожевывая, чтобы понять каждое слово – ведь лишних и пустых там
нет. В них нет выдумки, только правда –
простая, очевидная и необходимая для жизни. Как вода в Ангаре, реке его
детства, от которой он не хотел отрываться, не оторвался, да и не смог бы
никогда. Он сам читал книги так – глубоко и вдумчиво, получая удовольствие,
но при
это серьезно работая – головой, душой, сердцем.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937
года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Местечко с берегов красавицы Ангары
стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Взрослел паренёк на
собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не
по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде
жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки
французского», удивительно трепетном и правдивом.
В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, был
зачислен в штат газеты «Советская молодежь»,темы его газетных публикаций отражают строительство
железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС,
ударный труд и героизм молодежи. Новые встречи и впечатления уже не вмещаютсяв
рамки газетных публикаций, и он пишет первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки»,
несовершенный по форме, но пронзительный по содержанию и искренний до слез.
В 1966-м в альманахе «Ангара» стали появляться очерки
Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» о тафаларах
– маленьком народе, живущем в Саянах.
В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия»
и стал камертоном прозы Распутина. Глубина характеров героев с ювелирной
точностью ограняется состоянием природы. Она – неотъемлемая составляющая
практически всех произведений писателя.
В этом же году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят
в Союз писателей. Пришли слава и известность. Будучи человеком чрезвычайно критичным и
требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только
литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать
даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.
В 1970-м в журнале «Наш современник» была опубликована
его повесть «Последний срок». Она
стала зеркалом духовности наших современников. Повесть принесла Распутину
всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.
Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина
новую радость. В повести «Прощании с
Матёрой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской
глубинки. В ней Валентин Распутин продолжает лучшие традиции русских классиков –
Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева и Фета.
В 1977 году за повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны.
Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья
сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом
современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет
мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и
созидательнее слова.
В последние годы писатель много времени и сил отдавал
общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995
году вышли в свет его рассказ «В ту же
землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». В 2004 году опубликовал
книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».
В 1987 году писателю присвоено звание Героя
Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного
Знамени, «Знак Почета». В 2004 –м - «За заслуги перед Отечеством» IV степени,
стал почетным гражданином Иркутска.
В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет», в которой прямо описал превращение
народа в «народонаселение», духовную и материальную деградацию за последние два
десятилетия.
В произведениях Распутина человеческая многогранность
переплетается с тончайшим психологизмом. Следуя за автором, мы погружаемся в
водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем
логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в
состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни.
Валентин Распутин скончался 14 марта 2015 года. Его называли «классиком деревенской прозы».
…Он
был пропитан любовью к тем местам, где прошло его детство, где он научился
читать, открыл для себя мир книг и знаний, которыми прирастал жадно, взахлеб. И
не понимал, как могло бы быть иначе и чем можно питаться и дышать, если корни,
что держат тебя на земле, вдруг ломаются. Принадлежа к блестящей плеяде
«деревенщиков», Валентин Распутин был и остался единственным, кто ни на миг не
отрывался от той земли, которая подарила ему жизнь. С его удивительным чувством
языка и талантом писать глубокие философские вещи простым, ясным языком, он,
без сомнения, был бы востребован где угодно, включая Запад.
Там
никогда не отказывались от русских диковин! И он вполне мог бы сыграть роль
эдакого русского медведя. Да только ни по чью дудку плясать он не умел. И шеи
не сгибал – никому в угоду. И ничем его нельзя было прельстить – потому что
дороже мира – того, родного, и краше сибирских просторов он нигде на земле так
и не нашел.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий