Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

четверг, 4 июня 2020 г.

НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА "Уроки Пушкина"


Мамонова С.Г., учитель русского языка и литературы школы №42, г. Ярославль
Курманова И.Р., учитель русского языка и литературы школы №42, г. Ярославль



Литературная игра для учащихся 9-х классов после изучения ими романа А.С. Пушкина

Вступление. Звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин»
Ведущий (им может быть учитель или старшеклассник.0.
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной.
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной.
Высоких дум и простоты;
Но так и быть— рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных.
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав.
Бессонниц, легких вдохновений.
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Удивительно легкие, «воздушные» поэтические строки уводят нас за собой в мир героев романа «Евгений Онегин». Поэт начал ра­боту над романом в 1823 году в Кишиневе. Между первой и послед­ней строкой пролегли долгие и мимолетные — семь(!) лет:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
- так скажет сам Пушкин об этом времени. Читать роман инте­ресно, увлекательно, еще увлекательнее вчитываться. И мы надеемся, что наша игра «Прочитаем «Онегина» вместе» поможет вам расши­рить представление о Пушкинской эпохе, о том мире, в котором жили герои его произведений. В игре принимают участие три команды. Мы просили вас дать название своим командам и в нескольких словах за­щитить его.
Представление команд.
Представление жюри (в него входят учителя и старшекласс­ники). Ведущий знакомит команды и зрителей с правилами игры: каждый вопрос адресуется конкретной команде, время на обду­мывание вопроса — 1 минута, максимальная оценка — 3 балла, у болельщиков есть право помогать своей команде.

Задания и конкурсы.
Разминка (проводится по жребию, капитаны выбирают кар­точки, на которых проставлен только номер, каждому номеру со­ответствует свой вопрос, который читается ведущим).

Вопросы для разминки.
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней,
Хранил он в памяти своей.
В каком значении слово «анекдоты» употреблялось в пушкинское время?
(Особый литературный жанр. Это была краткая «прозаическая повесть» о малоизвестном историческом явлении, сообщающая какую-либо характерную своеоб­разную черту исторического деятеля. Исторические труды в Европе и у нас нередко представляли собою собрания анекдотов).

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят.
Поясните выражение «архивны юноши».
(Представители дворянской молодежи, служившие в Московском архиве государственной коллегии ино­странных дел. В архиве составился кружок философов. Прозвище «архивные юноши» было придумано С. Собо­левским, входившим в этот кружок).

Сначала эти разговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры...
Что значит выражение «между Лафитом и Клико»?
(Во время обеда. Лафитсухое вино, которым начи­нают обед. Клико — шампанское, которым заключают его. Серьезность разговора определяется не только со­держанием, но также временем и местом его проведе­ния. Речи за дружеским обедом гораздо меньше обязы­вают и в меньшей мере выявляют серьезные намерения, чем те же речи в другой обстановке).

Мои желания — покой
Да щей горшок, да сам большой.
Поясните выражение «сам большой».
(Хозяин; цитата из сатиры Кантемира, стихи обрисо­вывают идеал «воли», независимости человека в его собственном доме).

Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант.
Какое значение имело в пушкинское время слово «педант»?
(Слово применялось в дворянском круге к людям, кото­рые отличались своим взглядом на жизнь, своими при­вычками от обычной толпы «большого света»).
Как звали отца Татьяны и в каком чине он был? Что означает этот чин?
(Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир.
Под камнем сим вкушает мир.
Бригадир — военный чин 5-го класса, промежуточный между армейским полковником и генерал-майором, был уничтожен в конце XIX века).
7, 8, 9 — взаимовопросы, подготовленные командами. Таким обра­зом, каждая команда отвечает на 3 вопроса.

Первое задание. «Узнай героя»
Ведущий. Роман «Евгений Онегин» «густо населен». На его страницах мелькают многие знакомые и не очень знакомые имена, чаще всего это люди, которые были друзьями и учителями Пушкина.
О       некоторых из них автор говорит, не называя их имени, а лишь на­мекая на него. Подошло время конкурса «Узнай героя». На карточке, которую вытянет ваш капитан, цитата из романа. Вы должны назвать имя человека, о котором говорит Пушкин, и в связи с чем упоминает это имя. (Пока идет обсуждение, звучат мелодии пушкинского цикла Г. Свиридова.)
Согретый вдохновенья богом.
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег...
(Речь идет о П. Вяземском, о его стихотворении «Первый снег» (1819г.); упоминается в 5 главе, где Пушкин смело вводит реалистическое описание русской природы и быта и вспоминает Вяземского, который «роскошным слогом живописал...»).

Певец пиров и грусти томной,
Когда б еще ты был со мной,
Я стал бы просьбою нескромной
Тебя тревожить, милый мой:
Чтоб на волшебные напевы
Переложил ты страстной девы
Иноплеменные слова.
(Речь идет о Е. Баратынском (3 глава).

Онегин полетел к театру.
Где каждый вольностью дыша.
Готов охлопать entrechat.
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
(в первой главе Пушкин описывает атмосферу, царив­шую в театре; в 1822 году приятель Пушкина Катенин был выслан из Петербурга за демонстрацию в театре против любовницы петербургского генерал-губернатора Милорадовича — актрисы М. Азаричевой).

Второе задание. Люди искусства, упоминаемые Пушкиным в романе.
Ведущий. Интересно узнать, кого, кроме Пушкина как реального лица, вы запомнили со страниц романа. Общее задание: назвать имена деятелей искусств, дать краткую информацию о них. Время подготовки – одна минута. Капитаны берут карточки с конкретными заданиями.
1 карточка. Писатели и поэты пушкинской поры, упоминание на страницах романа. Назвать их имена и дать краткую информацию о них.
2 карточка. Деятели театра пушкинской поры.
3 карточка. Деятели искусства разных эпох (не пушкинской) на страницах романа.
Писатели и поэты пушкинской поры (1 карточка):
Шаховской Александр Александрович (1777-1846)русский драматург и театральный деятель, автор комедии.
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856)русский мыслитель и публицист.
Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788-1824) — английский поэт- романтик.
Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) — немецкий писатель.
Скотт Вальтер (1771-1832) — английский писатель.
Мицкевич Адам (1798-1855) — польский поэт, деятель нацио­нально-освободительного движения.
Шишков Александр Семенович (1754-1841)русский писа­тель, архаист.
Деятели театра пушкинской поры (2 карточка):
Семенова Екатерина Семеновна (1786-1849) — русская актри­са.
Дидло Шарль Луи (1767-1837) — французский артист балета, балетмейстер, педагог.
Истомина Авдотья Ильинична (1799-1848) — русская артист­ка балета.
Деятели искусства разных эпох (не пушкинской) (3 карточка):
Фонвизин Денис Иванович (1744-1792) — русский писатель, просветитель.
Княжнин Яков Борисович (1740-1791) — русский драматург, поэт.
Озеров Владимир Александр (1769-1816) — русский драматург, автор трагедий.
Корнель Пьер (1606-1684) — французский драматург, предста­витель классицизма.
Гомер — древнегреческий эпический поэт.
Руссо Жан Жак (1712-1778) — французский писатель и фило­соф.
Петрарка Франческо (1304-1374) — итальянский поэт.
Шиллер Иоганн Фридрих (1759-1805) — немецкий поэт, дра­матург и теоретик искусства Просвещения.
Ричардсон Сэмюэл (1689-1761)английский писатель, созда­тель европейского семейного-бытового романа в эпистолярном жанре.
Богданович Ипполит Федорович (1743-1803)русский поэт.
Вергилий Марон Публий (70-19 до н.э.) — римский поэт.
Расин Жан (1639-1699) — французский драматург, поэт, ав­тор трагедий.
Апулей (ок. 125ок. 180 н.э.)древнеримский писатель.
Державин Гаврила Романович (1748-1816)русский поэт, классицист.
Мадам де Сталь — Анна Луиза Жермена (1766-1817) — фран­цузская писательница.

Третье задание. История и культура пушкинской поры.
Ведущий. Известна фраза В.Г. Белинского: «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни». Читая роман, мы узнаем о многом: о жизни светского и поместного дворянства, о воспитании и образо­вании «молодых повес», даже о том, какая погода «стояла долго на дворе...» И вот сейчас командам предстоит рассказать о некоторых сторонах жизни людей первой половины XIX века. Капитаны берут задания.
Назовите места, которые посетил Онегин во время путешествия. Чем запомнились эти места Пушкину и Онегину? Их впечатления от увиденного?
(Известно, что Онегин «повторил» путешествие Пушки­на. См. комментарий Бродского, стр. 321: древний Новго­род, Валдай, Торжок и Тверь, Макарьевская ярмарка Ниж­него Новгорода «кипит обилием своим», «Он видит: Терек своенравный крутые роет берега... Вдали — кавказские громады», Крым«прекрасны вы, брега Тавриды...», «я жил тогда в Одессе пыльной...»: клуб, казино, итальянская опера.)
Вспомните, какие гадания описываются в романе, какие приметы называются?
(5 глава романа строфы 5-10: «...кот лапкой рыльце мыл», «младой двурогий лик луны на небе с левой стороны», «падучая звезда по небу темному летела», «встретить черного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал до­рогу..»; гадания: «на воск потопленный глядит», «из блю­да, полного водою, выходят кольцы чередою», «но сулит утраты сей песни жалостный напев, милей кошурка серд­цу дев», «на месяц зеркало наводит», «как ваше имя?», «приказала в бане на два прибора стол накрыть»)
Что собой представлял театр пушкинской поры? (Зал, расположе­ние зрителей, правила поведения, реакция на исполнение актером ро­ли.)
(Ответ в комментарии Н.Л. Бродского в книге «Евгений Онегин». Любое издание)

Музыкальный конкурс. «Роман Пушкин и опера Чайков­ского».
Ведущий. Сейчас мы объявляем конкурс для болельщиков, а команды готовятся к инсценированию сцены из романа Пушкина. Это было их домашним заданием. Но сначала вопрос болельщикам. Есть ли отличия в содержании романа и либретто к опере?
(в опере ария Ленского «Куда, куда вы удалились?» звучит трагически, а в романе эти строки звучат иро­нично, пародийно; муж Татьяны в либретто имеет не только фамилию, но и «право голоса», у него большой монолог «Любви все возрасты покорны…»)

Звучат фрагменты из оперы «Евгений Онегин»
1.    Полонез «Бал в Петербурге»
2.    Вальс «Бал в доме Лариных»
3.    Сцена дуэли
4.    Сцена «Письмо Татьяны»
5.    Ариозо Ленского «Я люблю вас»
6.    Дуэт Ольги и Татьяны
7.    Куплеты Трике
8.    Ария Онегина «Когда бы жизнь...»
9.    Ария Ленского «Куда, куда...»
За каждый угаданный фрагмент 1 балл.

Домашнее задание.
Командам было предложено инсценировать фрагмент из 5 главы «Именины Татьяны» (начиная со строфы XXV, до конца главы). Оцениваться будет отбор материала для сцены, режиссерское решение, игра актеров, костюмы, музыкальное оформление, оригинальность и точность прочтения пушкинского романа. Выступление команд по жеребьевке. (В инсценировке могут участвовать и болельщики).

Ведущий. Игра подходит к концу, и те открытия, которые вы сделали для себя, перечитывая роман, навсегда останутся с вами, как останется с вами точное, живое пушкинское слово.
В спорной ситуации при определении победителя можно про­вести между командами дополнительный конкурс «Кто больше знает афоризмов из романа Пушкина».

Комментариев нет:

Отправка комментария