Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

пятница, 4 мая 2018 г.

60 лет назад был восстановлен Каслинский чугунный павильон, феномен промышленного искусства

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ КАСЛИНСКОГО ЧУГУННОГО ПАВИЛЬОНА

 "Работа - она штука долговекая.
Человек умрет, а дело его останется".
П. П. Бажов

Каслинский чугунный павильон — одно из самых замечательных творений уральских мастеров, шедевр мирового искусства.

Павильон 1900 год архитектор Е.Е.Баумгартен.
На фото он справа.
Сирин и Алконоста
Он был создан для Всемирной выставки в Париже 1900 года по проекту архитектора Евгения Евгеньевича Баумгартена. В ходе создания павильона он соединил древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы. В создании декора павильона автору помогала скульптор Мария Львовна Диллон. Она создала удивительных птиц Сирин и Алконоста, драконов, расположенных по верхним углам павильона.  На выставке павильон был представлен вместе с чугунной скульптурой «Россия». В Париже мастерство каслинских мастеров заслужило самую высокую оценку, павильон получил Гран-при выставки в номинации «металлические изделия».


Когда погасли огни Парижской выставки, Кас­линский чугунный павильон разобрали и отправили обратно на Урал, в Касли. Многие годы ящики с деталями павильона хранились в подвале дома управляющего заводом. Вспомнили о павильоне в голодный 1921 год... В результате Первой мировой и Гражданской войн хозяйство страны было разрушено. С больши­ми трудностями работал Каслинский завод. В дело шел любой лом и изделия из чугуна. По приказу директора завода Н. Ф. Захарова в тот год переплавили на сковородки и чугунки около половины деталей знаменитого чугунного павильона. От полного уничтожения его спасли старые кас­линские мастера. Они спрятали в различных угол­ках завода основные ажурные детали павильона и послали к уездному начальству в Екатеринбург нарочного с письмом о необходимости сохранить для потомков Каслинский павильон.
В 1927 году был открыт в Свер­дловском областном краеведческом музее экспозиционный отдел, посвященный уральскому ху­дожественному литью. Здесь была выставлена коллекция литья Каслинского завода, в том числе большой фрагмент легендарного чугунного пави­льона. Для его частичного восстановления сотруд­ники музея пригласили одного из создателей па­вильона — опытного мастера-модельщика К. Д. Та­расова. Он руководил сборкой бокового фасада павильона. Вдоль стен расположили камины, решетки, садовую мебель и полки с кабинетными вещами. Над ними укрепили оставшиеся ажурные рельефы павильона, фраг­менты его штандартов, медали и другие крупные отливки.

Весной 1936 года почти все детали Каслинского чугунного павильона и уральское художественное литье, находившиеся в Свердловском краеведческом музее, вместе с большей частью художествен­ной коллекции музея были переданы вновь создан­ной Свердловской картинной галерее. Новые хозя­ева попытались собрать павильон, но вскоре выяс­нили, что не хватает слишком многих деталей. Ре­ализовать идею восстановления павильона удалось лишь после Великой Отечественной войны.

Аникин П. С.
В 1949 году Свердловская картинная га­лерея обратилась на Каслинский завод с просьбой помочь восстановить выставочный чугунный па­вильон. По приглашению галереи в Сверд­ловск из Каслей приехали главный скульптор завода П.С. Аникин, начальник цеха художествен­ного литья С.М. Гилев и мастер-чеканщик А.Д. Блинов. Они кропотливо рассортировали все уцелевшие детали павильона, скомпоновали из них крупные фрагменты и определили объем рестав­рационных работ. Выяснилось, что не хватает около шестидесяти процентов деталей. Их восста­новление потребует больших материальных затрат и длительного подготовительного перио­да, так как на заводе не сохранилось ни рисунков, ни рабочих чертежей, ни моделей деталей Каслинского павильона. Да и опыта в отливке архи­тектурного литья в послевоенное время было еще маловато. Пришлось этот ответственный заказ на время отложить.


Всю подготовительную исследовательскую ра­боту по созданию реставрационного проекта про­вел научный сотрудник Свердловской картинной галереи Б.В. Павловский. Он изучил сотни архи­вных дел, документов, печатных изданий, отыс­кал старые фотографии и описания павильона, неоднократно ездил на завод и беседовал со ста­рыми каслинскими мастерами. Борису Васильевичу и директору Свердловской картинной галереи Аль­ме Мартыновне Кастра удалось привлечь к про­екту реставрации павильона внимание руководи­телей партийных и советских органов власти Свер­дловской области и получить на его восстановле­ние 444 559 рублей.

13 и 20 мая 1957 года из Свердловской картин­ной галереи на Каслинский завод привезли 44 ящика, в которых находилось 877 деталей павиль­она. Работы по восстановлению, доукомплектова­нию и реставрации павильона были поручены спе­циально сформированной бригаде из 24 человек под руководством начальника участка художе­ственного литья С.М. Гилева и мастера А.Д. Блинова. Хорошо известно, что ли­тейщикам нередко приходилось переделывать уже выполненную работу. Например, из-за нечеткости фотографии не удалось сразу определить харак­тер рисунка угловых колонн. Их собирали сначала как четырехугольные, потом — как шестиуголь­ные и лишь после долгих поисков была определе­на первоначальная форма ко­лонн — восьмиугольная.

 

 Наибольшую трудность пред­ставляло воссоздание деталей, не имеющих аналога среди на­ходящихся в Свердловской кар­тинной галерее. Приходилось искать различный дополнитель­ный изобразительный материал. Так, при изготовлении фирмен­ных вывесок на французском языке, двуглавых орлов, фили­нов, некоторых других орнамен­тов были использованы не толь­ко фотографии 1900 года, но и дореволюционные монографии по геральдике и орнаментике.
Лучшие опытные чеканщики прорабатывали дета­ли так, что они ничем не отличались от побывавших в Пари­же. Мастера по окраске художе­ственного литья воспроизвели традиционную для павильона черную матовую окраску, выдержав единый оттенок в старых и новых отливках.

Около восьми месяцев потребовалось каслинс­ким мастерам на восстановление деталей павиль­она. Эксперты единодушно пришли к заключению, что «работа признается отличной». После приемки заказчиком павильон был демонтирован и перевезен на место его установки в Свердловскую картинную галерею. Здесь в самом просторном и светлом зале первого этажа его собрали и задрапировали. На основании сохранившихся документов был подобран бархат: на золотом фоне хорошо выделялась красота густого черного цвета узоров; красный бархат вносил торжественность. Шедевр каслинских мастеров действительно завораживает великолепием архитектуры и декора.


3 мая 1958 года состоялось торжественное от­крытие чугунного павильона. Чугунное чудо во всем своем великолепии предстало перед восхищенными зри­телями, пленяя своей ажурностью, изяществом, красотой. Как и на выставке в Париже, рядом с павильо­ном заняла свое место после необходимой реставрации еще одна жемчужина каслинского литья — скульптура Н.А. Лаверецкого «Россия».

Каслинский павильон зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет и феномен промышленного искусства. Это единственное в мире чугунное архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции. И, несомненно, заслуживает статуса восьмого чуда света.
                                                                   

                                                        Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий