60 лет назад был восстановлен Каслинский чугунный
павильон, феномен промышленного искусства
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ КАСЛИНСКОГО ЧУГУННОГО ПАВИЛЬОНА
"Работа - она штука долговекая.
Человек умрет, а дело его останется".
П. П. Бажов
Каслинский
чугунный павильон — одно из самых замечательных творений уральских
мастеров, шедевр мирового искусства.
Павильон 1900 год архитектор Е.Е.Баумгартен. На фото он справа. |
Он
был создан для Всемирной выставки в Париже 1900 года по проекту архитектора Евгения Евгеньевича Баумгартена. В ходе
создания павильона он соединил древнерусские, скандинавские, византийские и
венецианские мотивы. В создании декора павильона автору помогала
скульптор Мария Львовна Диллон. Она создала
удивительных птиц Сирин и Алконоста, драконов,
расположенных по верхним углам павильона. На выставке павильон был представлен вместе с
чугунной скульптурой «Россия». В Париже мастерство
каслинских мастеров заслужило самую высокую оценку, павильон получил Гран-при выставки в
номинации «металлические изделия».
Когда погасли огни Парижской выставки, Каслинский чугунный павильон
разобрали и отправили обратно на Урал, в Касли. Многие годы ящики с деталями
павильона хранились в подвале дома управляющего заводом. Вспомнили о павильоне
в голодный 1921 год... В результате Первой мировой и Гражданской войн хозяйство
страны было разрушено. С большими трудностями работал Каслинский завод. В дело
шел любой лом и изделия из чугуна. По приказу директора завода Н. Ф. Захарова в
тот год переплавили на сковородки и чугунки около половины деталей знаменитого
чугунного павильона. От полного уничтожения его спасли старые каслинские
мастера. Они спрятали в различных уголках завода основные ажурные детали
павильона и послали к уездному начальству в Екатеринбург нарочного с письмом о
необходимости сохранить для потомков Каслинский павильон.
В 1927 году был открыт в Свердловском
областном краеведческом музее экспозиционный отдел, посвященный уральскому художественному
литью. Здесь была выставлена коллекция литья Каслинского завода, в том числе
большой фрагмент легендарного чугунного павильона. Для его частичного
восстановления сотрудники музея пригласили одного из создателей павильона —
опытного мастера-модельщика К. Д. Тарасова. Он руководил сборкой бокового
фасада павильона. Вдоль стен расположили камины, решетки, садовую мебель и
полки с кабинетными вещами. Над ними укрепили оставшиеся ажурные рельефы
павильона, фрагменты его штандартов, медали и другие крупные отливки.
Весной 1936 года почти все детали
Каслинского чугунного павильона и уральское художественное литье, находившиеся
в Свердловском краеведческом музее, вместе с большей частью художественной
коллекции музея были переданы вновь созданной Свердловской картинной галерее.
Новые хозяева попытались собрать павильон, но вскоре выяснили, что не хватает
слишком многих деталей. Реализовать идею восстановления павильона удалось лишь
после Великой Отечественной войны.
Аникин П. С. |
В 1949 году Свердловская картинная
галерея обратилась на Каслинский завод с просьбой помочь восстановить
выставочный чугунный павильон. По приглашению галереи в Свердловск
из Каслей приехали главный скульптор завода П.С. Аникин, начальник цеха
художественного литья С.М. Гилев и мастер-чеканщик А.Д. Блинов. Они кропотливо
рассортировали все уцелевшие детали павильона, скомпоновали из них крупные
фрагменты и определили объем реставрационных работ. Выяснилось, что не хватает
около шестидесяти процентов деталей. Их восстановление потребует больших
материальных затрат и длительного подготовительного периода, так как на заводе
не сохранилось ни рисунков, ни рабочих чертежей, ни моделей деталей Каслинского
павильона. Да и опыта в отливке архитектурного литья в послевоенное время было
еще маловато. Пришлось этот ответственный заказ на время отложить.
Всю подготовительную
исследовательскую работу по созданию реставрационного проекта провел научный
сотрудник Свердловской картинной галереи Б.В. Павловский. Он изучил сотни архивных
дел, документов, печатных изданий, отыскал старые фотографии и описания
павильона, неоднократно ездил на завод и беседовал со старыми каслинскими
мастерами. Борису Васильевичу и директору Свердловской картинной галереи Альме
Мартыновне Кастра удалось привлечь к проекту реставрации павильона внимание
руководителей партийных и советских органов власти Свердловской области и
получить на его восстановление 444 559 рублей.
13 и 20 мая 1957 года из
Свердловской картинной галереи на Каслинский завод привезли 44 ящика, в
которых находилось 877 деталей павильона. Работы по восстановлению,
доукомплектованию и реставрации павильона были поручены специально
сформированной бригаде из 24 человек под руководством начальника участка художественного
литья С.М. Гилева и мастера А.Д. Блинова. Хорошо известно, что литейщикам
нередко приходилось переделывать уже выполненную работу. Например, из-за
нечеткости фотографии не удалось сразу определить характер рисунка угловых
колонн. Их собирали сначала как четырехугольные, потом — как шестиугольные и
лишь после долгих поисков была определена первоначальная форма колонн —
восьмиугольная.
Наибольшую трудность представляло
воссоздание деталей, не имеющих аналога среди находящихся в Свердловской картинной
галерее. Приходилось искать различный дополнительный изобразительный материал.
Так, при изготовлении фирменных вывесок на французском языке, двуглавых орлов,
филинов, некоторых других орнаментов были использованы не только фотографии
1900 года, но и дореволюционные монографии по геральдике и орнаментике.
Лучшие опытные чеканщики
прорабатывали детали так, что они ничем не отличались от побывавших в Париже.
Мастера по окраске художественного литья воспроизвели традиционную для
павильона черную матовую окраску, выдержав единый оттенок в старых и новых
отливках.
Около восьми месяцев потребовалось
каслинским мастерам на восстановление деталей павильона. Эксперты единодушно
пришли к заключению, что «работа признается отличной». После приемки заказчиком
павильон был демонтирован и перевезен на место его установки в Свердловскую
картинную галерею. Здесь в самом просторном и светлом зале первого этажа его
собрали и задрапировали. На основании сохранившихся документов был подобран
бархат: на золотом фоне хорошо выделялась красота густого черного цвета узоров;
красный бархат вносил торжественность. Шедевр каслинских мастеров действительно
завораживает великолепием архитектуры и декора.
3 мая 1958 года состоялось
торжественное открытие чугунного павильона. Чугунное чудо во всем своем великолепии
предстало перед восхищенными зрителями, пленяя своей ажурностью, изяществом,
красотой. Как и на выставке в Париже, рядом с павильоном заняла свое место
после необходимой реставрации еще одна жемчужина каслинского литья — скульптура
Н.А. Лаверецкого «Россия».
Каслинский павильон зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО
как раритет и феномен промышленного искусства. Это единственное в мире чугунное
архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции. И, несомненно,
заслуживает статуса восьмого чуда света.
Ольга КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий