Добро пожаловать в Центральную городскую библиотеку

им. А.С. Пушкина, уважаемые читатели!

четверг, 13 апреля 2017 г.

Евгений Парчинский — единственный железнодорожник в стране, которому было присвоено звание Героя России.

Навстречу «блуждающему» тепловозу

В жизни всегда есть место подвигам.
М. Горький

За мужество и героизм, проявленные в экстремальной ситуации по предотвращению крушения пассажирского поезда, Указом Президента Российской Федерации  № 325 от 9 апреля 1997 года  машинисту тепловоза локомотивного депо Егоршино Свердловской железной дороги Парчинскому Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 393); помощник машиниста Юрий Владимирович Задворных награждён орденом Мужества.
Евгений Николаевич Парчинский  родился в семье потом­ственных  железнодорожников. Его дед еще в царское время работал в железнодорожных мастерских в Верещагино, что в Пермском крае. Отец, Николай Михайлович, долгие го­ды был начальником локомотивного депо Егоршино. Мать, Клавдия Серге­евна, тоже работала на же­лезной дороге в диспет­черском аппарате. Так что и Евгений, вполне ожидаемо, решил свя­зать свою дальнейшую жизнь с железной дорогой. С 1963 года работал слесарем по ремонту подвижного состава в Серове, затем с 1969 года — помощник машиниста и с 1973 - го — машинист тепловоза.
Он очень ответ­ственно относился к работе, знал локомотив как свои пять пальцев, и был принципиален и нетерпим, когда сталкивался с беспорядком и разгильдяйством. За годы своей работы Евгений Николаевич помог многим коллегам в профессиональном ста­новлении, подготовил 11 машинистов и 19 по­мощников машиниста. За старание и добросо­вестность он не раз поощрялся руководством управления железной дороги Ми­нистерства путей сообщения. Так, например, за безаварийный пробег 500000 и 1 000000 километров он был удостоен соответствующих памятных знаков МПС, а также знака «Почет­ный железнодорожник». Заслуги Парчинского по достоинству были оценены руководи­телями и жителями Алапаевска. Он удостоен звания «Почетный гражданин города Алапаев­ска».
Е. Парчинский и Ю. Задворных
О том роковом дне рассказывает Евгений Николаевич Парчинский:
- Тем памятным утром 6 октября 1996 года мы с помощником Юрием Задворных на двухсекци­онном тепловозе 2ТЭ116 вели пассажирский из Сосьвы в Алапаевск. Утро было свежее, за окном - золотой осенний лес. Ми­новали мост через потемневшую уже Сосьву. За­шумела рация, донеслись обрывки взволнованной речи: «...На вас идёт маневровый, ...он неуправ­ляемый, ...на запросы не отвечает».
Что надо было сде­лать по инструкции? Отцепиться и закрепить башмаками пассажирс­кие вагоны. Двинуться навстречу маневровому, притормозить и подста­вить свой тепловоз под удар. Если успеешь, то покинуть кабину управления. На всё про всё - несколько минут. И море огня, гора металлолома в результате.
Что делать? И мы, не сговариваясь, идём на от­чаянную попытку. Отцепив пассажирские вагоны и отогнав их на безопасное расстояние, выезжаем навстречу бестормозному маневровому тепловозу. Когда он показался в кривой примерно за кило­метр, увидели, что тот не катит, а летит, раскачиваясь, только автосцеп­ка ходуном ходит. Счёт пошёл на секунды. Даль­ше действовали, как разумные механизмы, не рассуждая. Затормози­ли, дали задний ход. Вы­ключили всё, что можно было выключить, что­бы избежать взрыва. Дал команду Юрию прыгать с локомотива. Сам едва ус­пел отскочить от пульта.
Дальше вспоминает по­мощник машиниста тепловоза Юрий Задворных:
Мы уже успели удалиться на два с по­ловиной — три километра от оставленных ва­гонов, когда увидели вылетевший из-под горы тепловоз, мчавшийся в нашу сторону. До стол­кновения, как позже выяснится, оставалось че­тыре минуты. Но в опасной близо­сти к железной дороге проходил нефтепровод. Лобовое столкновение неизбежно привело бы к возгоранию солярки, а возможно, и к взры­ву. И тогда — катастрофа! Допустить этого мы не имели права. Да и тепловоз свой было жал­ко. Я  успел выскочить, быстро установил на рельсы тор­мозные башмаки, и мы двинулись назад. Успе­ли развить скорость до 50 километров в час. И тут раздался страшный удар. Все двери в локомотиве посрывало с пе­тель, сильно смяло кабину, повыбивало стекла. Какое-то время движение еще продолжалось по инерции, пока, наконец, не наступила пол­ная остановка.
Е. Парчинский и Ю. Задворных лишь чудом остались живы. После столкновения Евгений Николаевич вылетел через откры­тые двери в дизельное отделение, а Задворных был отброшен в нишу кабины. При этом оба получили сильные ушибы. Но сделано бы­ло главное: 2-секционный локомотив не позволил «блуждающему» тепловозу прорваться дальше, к пассажирским вагонам. Машинист с помощником не стали расслабляться, ожидая помощи, а поспешили к ТЭМ-2, чтобы помочь незадачливому коллеге. Да только вот помогать оказалось некому — локомотив был пустой. Неизвестный угонщик не только выпустил тепловоз на главный путь, но и заботливо включил тумблер «автомат», чтобы двигатель локомотива охлаждался и ТЭМ-2 мог бы пройти как можно дольше. Злоумышленник даже не забыл закрыть кабину локомотива.
После всего случившегося машинист и помощник на второй секции тепловоза  отвели поезд с пассажирами обратно на стан­цию Сосьва, вернулись и вывезли помятый манев­ровый локомотив. «Тепловоз был наш кормилец, а кабина - второй дом, – вспоминал Евгений Николаевич, -  Может, потому и берегли, рискуя жиз­нью».
— Награду мне дали практически ни за что, на моем месте мог бы оказаться любой помощник, — уверен Юрий Задворных. — А вот повести себя так, как Евгений Николаевич, смог бы не каждый машинист.
Супружеская пара Свалухиных, с которой Парчинские дружили с юности, тоже, к сло­ву, железнодорожники, в те октябрьские дни возвращались домой из отпуска. И по доро­ге в Егоршино водитель машины рассказал им про эту историю со столкновением. После че­го Валентин Николаевич и Зинаида Семенов­на, не сговариваясь, воскликнули: «Такое мог совершить только Парчинский!».
Что тут еще добавить? Только огромное «спасибо» за смелость. Железнодорожники приняли удар на себя, спасая людей и достояние страны. Вот он, пример для подрастающего поколения.

                                                                            Ольга КОЛЫВАНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий