Евгений Парчинский — единственный
железнодорожник в стране, которому было присвоено звание Героя России.
Навстречу «блуждающему»
тепловозу
В
жизни всегда есть место подвигам.
М.
Горький
За мужество и
героизм, проявленные в экстремальной ситуации по предотвращению крушения
пассажирского поезда, Указом Президента Российской Федерации № 325 от 9 апреля 1997 года машинисту тепловоза локомотивного депо
Егоршино Свердловской железной дороги Парчинскому Евгению Николаевичу присвоено
звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда»
(№ 393); помощник машиниста Юрий Владимирович Задворных награждён
орденом Мужества.
Евгений
Николаевич Парчинский родился в семье потомственных железнодорожников. Его дед еще в царское
время работал в железнодорожных мастерских в Верещагино, что в Пермском крае.
Отец, Николай Михайлович, долгие годы был начальником локомотивного депо
Егоршино. Мать, Клавдия Сергеевна, тоже работала на железной дороге в диспетчерском
аппарате. Так что и Евгений, вполне ожидаемо, решил связать свою дальнейшую
жизнь с железной дорогой. С 1963 года работал слесарем по ремонту подвижного
состава в Серове, затем с 1969 года — помощник машиниста и с
1973 - го — машинист тепловоза.
Он очень ответственно
относился к работе, знал локомотив как свои пять пальцев, и был принципиален и
нетерпим, когда сталкивался с беспорядком и разгильдяйством. За годы своей
работы Евгений Николаевич помог многим коллегам в профессиональном становлении,
подготовил 11 машинистов и 19 помощников машиниста. За старание и добросовестность
он не раз поощрялся руководством управления железной дороги Министерства путей
сообщения. Так, например, за безаварийный пробег 500000 и 1 000000 километров
он был удостоен соответствующих памятных знаков МПС, а также знака «Почетный
железнодорожник». Заслуги Парчинского по достоинству были оценены руководителями
и жителями Алапаевска. Он удостоен звания «Почетный гражданин города Алапаевска».
Е. Парчинский и Ю. Задворных |
О том роковом
дне рассказывает Евгений Николаевич Парчинский:
- Тем памятным
утром 6 октября 1996 года мы с помощником Юрием Задворных на двухсекционном
тепловозе 2ТЭ116 вели пассажирский из Сосьвы в Алапаевск. Утро было свежее, за
окном - золотой осенний лес. Миновали мост через потемневшую уже Сосьву. Зашумела
рация, донеслись обрывки взволнованной речи: «...На вас идёт маневровый, ...он
неуправляемый, ...на запросы не отвечает».
Что надо было
сделать по инструкции? Отцепиться и закрепить башмаками пассажирские вагоны.
Двинуться навстречу маневровому, притормозить и подставить свой тепловоз под
удар. Если успеешь, то покинуть кабину управления. На всё про всё - несколько
минут. И море огня, гора металлолома в результате.
Что делать? И
мы, не сговариваясь, идём на отчаянную попытку. Отцепив пассажирские вагоны и
отогнав их на безопасное расстояние, выезжаем навстречу бестормозному
маневровому тепловозу. Когда он показался в кривой примерно за километр,
увидели, что тот не катит, а летит, раскачиваясь, только автосцепка ходуном
ходит. Счёт пошёл на секунды. Дальше действовали, как разумные механизмы, не
рассуждая. Затормозили, дали задний ход. Выключили всё, что можно было
выключить, чтобы избежать взрыва. Дал команду Юрию прыгать с локомотива. Сам
едва успел отскочить от пульта.
Мы уже успели
удалиться на два с половиной — три километра от оставленных вагонов, когда
увидели вылетевший из-под горы тепловоз, мчавшийся в нашу сторону. До столкновения,
как позже выяснится, оставалось четыре минуты. Но в опасной близости к
железной дороге проходил нефтепровод. Лобовое столкновение неизбежно привело бы
к возгоранию солярки, а возможно, и к взрыву. И тогда — катастрофа! Допустить
этого мы не имели права. Да и тепловоз свой было жалко. Я успел выскочить, быстро установил на рельсы
тормозные башмаки, и мы двинулись назад. Успели развить скорость до 50
километров в час. И тут раздался страшный удар. Все двери в локомотиве посрывало
с петель, сильно смяло кабину, повыбивало стекла. Какое-то время движение еще
продолжалось по инерции, пока, наконец, не наступила полная остановка.
Е. Парчинский и
Ю. Задворных лишь чудом остались живы. После столкновения Евгений Николаевич
вылетел через открытые двери в дизельное отделение, а Задворных был отброшен в
нишу кабины. При этом оба получили сильные ушибы. Но сделано было главное:
2-секционный локомотив не позволил «блуждающему» тепловозу прорваться дальше, к
пассажирским вагонам. Машинист с помощником не стали расслабляться, ожидая
помощи, а поспешили к ТЭМ-2, чтобы помочь незадачливому коллеге. Да только вот
помогать оказалось некому — локомотив был пустой. Неизвестный угонщик не только
выпустил тепловоз на главный путь, но и заботливо включил тумблер «автомат»,
чтобы двигатель локомотива охлаждался и ТЭМ-2 мог бы пройти как можно дольше.
Злоумышленник даже не забыл закрыть кабину локомотива.
После всего
случившегося машинист и помощник на второй секции тепловоза отвели поезд с пассажирами обратно на станцию
Сосьва, вернулись и вывезли помятый маневровый локомотив. «Тепловоз был наш
кормилец, а кабина - второй дом, – вспоминал Евгений Николаевич, - Может, потому и берегли, рискуя жизнью».
— Награду мне
дали практически ни за что, на моем месте мог бы оказаться любой помощник, —
уверен Юрий Задворных. — А вот повести себя так, как Евгений Николаевич, смог
бы не каждый машинист.
Супружеская пара
Свалухиных, с которой Парчинские дружили с юности, тоже, к слову,
железнодорожники, в те октябрьские дни возвращались домой из отпуска. И по дороге
в Егоршино водитель машины рассказал им про эту историю со столкновением. После
чего Валентин Николаевич и Зинаида Семеновна, не сговариваясь, воскликнули:
«Такое мог совершить только Парчинский!».
Что тут еще
добавить? Только огромное «спасибо» за смелость. Железнодорожники приняли удар
на себя, спасая людей и достояние страны. Вот он, пример для подрастающего
поколения.
Ольга
КОЛЫВАНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий